Ви є тут

Синтез в искусстве Испании и его претворение в творчестве Ф. Гарсиа Лорки и М. де Фальи

Автор: 
Якушевич Марина Валерьевна
Тип роботи: 
Дис. канд. искусствоведения
Рік: 
2004
Артикул:
172930
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
Введение...............................................................4
Глава 1. Исторические корни и основные формы
синтеза искусств в художественной культуре Испании
Раздел 1. Синтетичность испанского художественного
мышления и его предпосылки...................................27
Раздел 2. Синтетические формы
в художественной культуре Испании
1) Синтетичность южноиспанского стиля канте фламенко............37
2) Синтетические художественные формы в испанской
поэзии.......................................................46
3) Визуально-пластические формы синтеза искусств
в испанской архитектуре......................................56
4) Синтетичность музыкально-драматического театра
Золотого века Испании........................................68
Глава 2. Претворение художественного синтеза
в творчестве Федерико Гарсиа Лорки...........................82
Раздел 1. Художественный синтез в поэзии и прозе
Федерико Гарсиа Лорки............ :.........................87
Раздел 2. Синтетический театр Федерико Гарсиа Лорки..................120
Глава 3. Синтетическая природа композиторского мышления
Мануэля де Фальи............................................147
Раздел 1. Синтетическая природа жанра
в театральных и симфонических произведениях М. де Фальи 151
Раздел 2. Проявление синтеза
в музыкальном языке и стиле М. де Фальи..................160
Заключение......................................................202
Литература......................................................212
Приложение 1.....................................................224
Приложение II.................................................. 227
Приложение III................................................. 229
Приложение IV....................................................237
Приложение V.....................................................240
23
первой трети XX века (в контексте их истоков и процесса формирования) сквозь призму неакустической музыкальности и синсстстичности.
Исследование проблемы художественного синтеза потребовало опоры на методы комплексного культурологического подхода. Данный подход предполагает использование единой системы анализа различных видов искусства с помощью взаимодействия методов разных научно-исследовательских отраслей - истории культуры, эстетики, психологии восприятия, искусствознания, литературоведения и музыковедения.
Кроме того, проникновение в синтетические механизмы художественного творчества потребовало наряду с использованием традиционных способов жанрово-стилевого подхода авторской адаптации новейших и даже подчас специфических методов рассмотрения литературно-поэтических и музыкальных текстов. Особенности семантической и синестетической интерпретации рассматриваются в диссертации в опоре на работы общетеоретического плана (М. Арановский, 11; М. Бонфельд, 27; В. Медушевский, 116; Е. Назайкинский, 123; Б. Галеев, 35, 38; Н. Коляденко, 85, 86).
Анализ литературных текстов с целью выявления в них музыкальной логики осуществляется с помощью методов, выработанных отечественными литературоведами и музыковедами. Среди них можно назвать не только перенос музыкальной терминологии и закономерностей музыкальных форм в литературные произведения (Л. Мазель, 104; О. Фейнберг, 173; Е. Эткинд, 191; Б. Кац, 79), но и принцип «функционального подобия», т.е. использование эквивалентов музыкальной терминологии и приемов анализа (О. Соколов, 161, 162; Л. Гервер, 46), а также структурно-лингвистический подход, основанный на работе с высшими семиотическими уровнями вербальных и музыкальных текстов (Е. Азначеева, 3).
Методы выявления музыкальности в театральной драматургии разработаны на основе исследований, связанных с проблемами взаимодействия музыки и драмы (В. Мейерхольд, 117; Э. Каплан, 74; Н. Таршис, 165; А. Образцова,
24
128, 129; Т. Шах-Азизова, 183; Н. Зейфас, 58; Н. Коляденко, 83; О. Путечева, 146). Главная задача этих работ связана с анализом формо- и смыслообразующей роли музыки в структурировании спектаклей отечественною и зарубежного театра..
Учтен также опыт семантической интерпретации музыки, накопленный отечественным музыкознанием последних десятилетий. Методика анализа музыкального текста как знаковой системы опирается на концепции М. Аранов-ского (11, 13), С. Мальцева (110), В. Холоповой (177, 178), предлагающих музыковедческую интерпретацию семиотической триады знаков Ч. Пирса, с привлечением вариантов семантического анализа, основанных на использовании универсальных семантических единиц в исследованиях И. Барсовой (20, 21), Е. Чигаревой (181), Л. Кияновской (80) и многих др.
Синестетический подход, впервые обозначенный в начале XX века в работах В. Кандинского, в последние десятилетия начал приобретать весомость в российском и западном искусствознании. Он разрабатывается в разных аспектах: как эстетический и психологический феномен (212, 221, 222, 223), как механизм функционирования новых видов искусства, например, светомузыки (35, 36), как обогащающий метод рассмотрения классических видов искусства (38, 84, 85). Однако синестезийные способы анализа в большей мере разрабатываются в отношении вербальных искусств (см.: 1, 2, 11, 38, 52, 81, 90, 125, 172, 185, 195, 199, 201,203, 211)м. В театральных исследованиях и музыкознании примеры синсстсзийного подхода единичны (18, 98, 106, 155)12, и чаще всего можно обнаружить отдельные синестетические наблюдения или характеристики, используемые в основном как метафоры для уточнения рассматриваемого объекта через межчувственные аналогии (51, 65). По этой причине ав-
11 Хотя в большинстве случаев они ограничиваются классификацией существующих синестетических тропов в отдельных литературных и поэтических стилях и гораздо реже - в целых эпохах.
12 Н. Коляденко впервые рассматривает проблему связей музыкальности как неакустического феномена и синестетичности художественных текстов (84).