Ви є тут

Курский музыкальный техникум как региональный центр подготовки специалистов в области музыкального искусства : 1920-1941 гг.

Автор: 
Яковлева Елена Николаевна
Тип роботи: 
1920-1941 гг.
Рік: 
1920
Кількість сторінок: 
268
Артикул:
172623
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
Введение................................................................3
Глава 1. Организация специального музыкального учебного заведения в Курском регионе........................................................18
1.1. Деятельность дореволюционных музыкальных школ и классов как
предыстория вопроса..................................................18
* »
1.2. Реорганизация специального музыкального учебного заведения в
советское время......................................................27
1.3. Механизм учреждения Курского музыкального техникума (1921/22 учебный год).......................................................36
Глава 2. Содержание деятельности Курского музыкального техникума (1922-1929 гг.)........................................................48
2.1. Формирование системы учебной работы.............................48
2.2. Культурно-просветительная и концертно-исполнительская деятельность техникума.............................................74
2.3. Роль общественных организаций в функционировании учебного заведения..........................................................97
Глава 3. Особенности развития профессионального музыкального учебного заведения Курского региона в 1929/30-1941 гг.........................110
3.1. Система учебно-воспитательной работы Курского музыкального техникума в предвоенное десятилетие...............................110
3.2. Просветительство как специфический фактор функционирования учебного заведения................................................135
Заключение............................................................162
Примечания............................................................170
Литература...........................................................196
Приложения............................................................229
Введение
Актуальность исследования определяется вниманием, которое на современном этапе укрепления Российской Федерации уделяется развитию регионов. Курский регион отличается многообразием проявлений элементов музыкальной культуры, но, к сожалению, недостаточно представлен в обобщающих и специальных трудах. Курский край, как часть Черноземного центра страны, с давних времен занимал достойное место в общероссийском культурном пространстве. Являясь одним из провинциальных очагов русской музыкальной культуры и просвещения, он уже в конце первой половины XIX века включился в освоение европейских музыкальных ценностей. Интерес к музыкальному искусству в крае был весьма велик. Лучшие учителя музыки дарили жителям города главное - понимание, что без музыки жизнь человека пуста, что искусство звуков одаривает не только радостью, но и мощнейшими откровениями.
В разные исторические периоды Курский регион питал музыкальную культуру России выдающимися исполнителями, педагогами, композиторами. До революции - это создатель первой русской оратории С.А. Деггярсв, соратник М.А. Балакирева по организации бесплатной музыкальной школы Г.Я. Ломакин, уникальная исполнительница народной песни Н.В. Плсвицкая (Винникова), скрипач-виртуоз М.Г. Эрденко; в советское время -выдающийся композитор XX века Г.В. Свиридов; солисты Большого театра И.П. Бурлак, В.В. Ивановский, Г.М. Нэлепп; композиторы Л.И. Ингорь, В.А. Щербаков, Ф.В. Гольцев; джазовый пианист, лауреат международных фестивалей джазовой музыки Л.В. Винцкевич; заслуженная артистка России
Н.Г. Пикуль; заслуженный деятель искусств, руководитель лауреата всероссийских и международных конкурсов хоровой капеллы «Курск» Е.Д. Легостаев и многие другие музыканты.
Курский музыкальный техникум, учреждение которого состоялось в начале 1920-х годов, стал наследником дореволюционного опыта подготовки специалистов в области музыкального искусства. Из стен этого
I
25
Профессиональная деятельность этих музыкантов способствовала открытию многих местных талантов. Устройство публичных концертов и активное участие в них преподавателей классов в значительной степени обогащало музыкально-исполнительское искусство региона. У нас не вызывает сомнения тог факт, что становление и развитие специального музыкального учебного заведения Курской губернии в дореволюционный период истории связаны с деятельностью преподавателей Курских музыкальных классов ИРМО, готовящих специалистов в области музыкального искусства.
Рождение в регионе отделения ИРМО и учебного заведения при нем с самого начала рассматривалось как организация просветительного учреждения. Уже с первого года открытия музыкальных классов его преподаватели вели активную концертно-просветительную деятельность в городе, о чем свидетельствуют анонсы и рецензии на концерты с их участием в местной прессе. Основу репертуара составляли лучшие образцы западноевропейской классики, произведения русских композиторов, при этом использовались разнообразные формы: оркестровые номера, соло, ансамбли, квартеты 9 []. В рецензиях на концертные выступления местные авторы называют музыкальные классы «училищем ИРМО», что еще раз подчеркивает статус этого специального музыкального учебного заведения Курской губернии.
Установленные факты позволяют утверждать, что первые государственные специальные музыкальные учебные заведения, готовящие специалистов в области музыкального искусства, связаны в России с деятельностью ИРМО. Уже в дореволюционный период они получили определенное развитие: к 1916 году в стране усилиями ИРМО создается 5 консерваторий, 25 музыкальных училищ, 23 музыкальных класса, финансирование которых производилось из средств государственного бюджета (казны), благотворительных обществ, частных лиц. Количество
I ГУЛ
обучаемых в стране достигло 15 ООО человек ’ . Обучение в этих учебных
26
заведениях осуществлялось по единой системе организации учебного процесса, определяющейся уставом ИРМО и контролируемой его председателем. Разработаны были условия приема, сроки обучения; учебные программы.
Одной из важных сфер деятельности отделения являлась просветительная направленность. Так, в процессе обучения внедряются новые формы общедоступных бесплатных концертов. Они пропагандируют лучшие произведения выдающихся композиторов и предназначаются для широкой публики. Выступления учащихся школ и училищ способствуют воспитанию художественных вкусов публики, приобщают их к миру прекрасного. Таким образом, в Российской специальной музыкальной школе к 1917 году уже имеют место традиции, формируются принципы профессиональной подготовки кадров, складывается, определенный опыт концертно-просветительной деятельности.
Проведенное исследование показало, что в Курском регионе процесс, организации специального музыкального учебного заведения развивался чрезвычайно сложно. В нем участвовали как частные лица-, общественные организации, так и государственные учреждения. Финансирование осуществлялось в основном за счет губернских средств, земств, меценатов. С открытием отделения ИРМО появилась государственная поддержка. Музыкальные учебные заведения губернии вплоть до 1915 года представляли собой частные музыкальные классы и кружки, разрозненность которых тормозила создание среднего специального музыкального учебного заведения в Курске.
С учреждением в городе отделения ИРМО и открытием музыкальных классов при нем было заложено начало организованной деятельности специального музыкального учебного заведения, роль которого в подготовке кадров в области музыкального искусства столь значительна для региона. Вся учебная и производственная работа Курских музыкальных классов строилась в соответствии с положениями устава ИРМО, подчиняясь его