СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ..............................................................4
ГЛАВА L Вечные темы в искусстве......................................16
1. Вечные темы как философские категории.........................16
2. Символическая и мифологическая основа вечных тем искусства 21
3. Категория трагического в теме Liebestod.......................25
4. Архстипические сюжеты и архетипические модели.................33
«
ГЛАВА 11. Исторический процесс формирования музыкальной модели Liebestod............................................................45
1. "Стихи для Прекрасной Дамы" в традициях трубадуров, труверов, миннезингеров....................................................45
2. Ренессансная модель Liebestod в мадригалах К.Джезуальдо.......51
ГЛАВА III. Единый сюжет в зеркале разных культурно-музыкальных
традиций.............................................. 66
1. Особенности раскрытия орфической темы в эпоху античности, средневековья и Ренессанса...........................................66
2. Барочная модель в «волшебной сказке» К.Монтеверди.............70
3. «Happy end» эпохи классицизма: «Орфей» К.В.Глкжа..............81
4. Воплощение романтического идеала художника в творчестве Ф.Листа..........................................................84
5. «Возвращение на круги своя»: необарочная модель
И.Стравинского................................................92
2
ГЛАВА IV. Эквивалентные или параллельные сюжеты
107
1. Романтическая мистерия Р.Вагнера «Тристан и Изольда»..108
2. Символистская модель 1леЬе$их1 в «ГТеллеасе и Мелизанде» М. Метерлинка - К. Дебюсси....................................124
3. «Романсеро...» Ф. Гарсиа Лорки - Н. Сидельникова: концепция любви и смерти в поэтике сюрреализма........................141
4. Проявление архетипа иеЬеэих! в профессиональном искусстве современности: «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» П.Неруды
А.Рыбникова..............................................164
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..............................................187
БИБЛИОГРАФИЯ.......................................... 203
ПРИЛОЖЕНИЕ..............................................228
3
Под безграничным влиянием идей Вагнера и Ницше в конце XIX века возникают «неомифологические» устремления, захватывающие поэтов, литераторов, композиторов в разных точках Европы. Вагнер «выходит за “национальные” рамки мифа и приходит к неким единым общечеловеческим, метафорическим значениям, что предвосхищает модернистскую мифологизацию. Главные истоки Вагнера - в романтизме, но теперь миф отделяется и от истории, и от сказки, он воспринимается без всякой иронии, даже патетически, включает* в себя эксгатически-магические элементы всерьез, а не в-качестве “игры”. Миф полностью овладевает действием и дает универсальный, поэтический язык для описания общечеловеческих чувств, вечных коллизий между людьми, движений природы, для выражения великой драмы, разыгрываемой между природой и культурой, самого трагизма человеческого существования, личного и социального» (Мелетинский, 1976; 293).
Эти идеи настолько сильны и плодотворны, что их значение оказывается не менее важным и для всей культуры XX века. Занимаясь проблемой воплощения мифологической основы в искусстве различных эпох, М. Хохге-занг в работе «Миф и логика XX века» доказывает, что на рубеже XIX и XX веков в литературе и искусстве поднялась новая волна мифического мышления. Мифологизм начала века во многом был порожден осознанием кризиса европейской культуры как кризиса цивилизации в целом. Именно мифология в силу своей исконной символичности оказалась удобным языком описания вечных моделей личного и общественного поведения, неких сущностных законов социального и природного космоса. Наиболее общим свойством многих явлений становится стремление к художественному синтезу разнообразных и разнонаправленных явлений1. Традиционные мотивы-эмблемы становятся здесь своеобразными «питающими корнями» - они глубоко' скрыты в почве произведений, органическая жизнь которых овеяна художественной мифологией; иногда ее элементы можно выделить в контексте целого, но зачастую они неуловимы, растворены в поэтическом высказывании.
1 Ярким примером подобного синтеза может служить стремление к Мистерии - у Скрябина, «Симфонии» - у А. Белого, свойственное им обращение к мифологическим или подобным мифу сюжетам при использовании принципов симфонических композиций.
Неомифологизм в искусстве XX в. выработал и свою, во многом новаторскую поэтику, в основе которой лежит циклическая концепция мира, «вечное возвращение» (Ницше). А в мире вечных возвратов в любом явлении настоящего обязательно просвечивают его прошедшие и будущие инкарнации: надо только суметь разглядеть в бесчисленном мелькании «личин» (история, современность и т.д.) сквозящий в них лик мирового всеединства, воплощаемый в мифе, - своеобразный символ-обобщение, символ, стоящий над всеми земными своими смыслами.
Таким образом, в искусстве различных эпох символ и неразрывно связанный с ним миф, несмотря на различность интерпретации, выполняют роль средства подсознательного освоения действительности, путь к познанию которой лежит через постижение сокровенного смысла символов.
1.3. Категория трагического в теме ЫеЬвБШ1
Каждая из «вечных» тем имеет большой-ареал - и теоретический, и исторический. «Союз» полярных сил - любви и смерти - еще больше увеличивает семантическое поле их как отдельных категорий, наиболее ярко и полно проявляясь в русле трагического. Последнее неслучайно, ведь история человечества необычайно насыщена трагическими событиями, и искусство, как высшее проявление философического размышления об окружающем мире и космическом, Высшем порядке, внутренне также тяготеет к трагедийной тематике. Конечно, многовековая история искусства знает большое количество разнообразных воплощений каждой из тем единой триады жизнь - смерть -бессмертие, но все же трагическое в качестве антропологической и философской категории обнаруживается в большинстве художественных форм как отражение человеческого существования.
Трагедия в своем происхождении восходит к культу бога Диониса. Сам этот факт во многом символичен - ведь в функции бога сливаются воедино два противоположных процесса: рождение (жизнь) и смерть. Человек является центральным звеном в проблеме жизни и смерти — именно здесь раскрывается глубокий и трагический смысл этих понятий, возникает целый
25
- Київ+380960830922