Ви є тут

Инструментальная музыка на телевизионном экране : Эстетические проблемы адаптации

Автор: 
Петрушанская Елена Михайловна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
1987
Артикул:
279318
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
стр.
Введение ........................................................... 3
глава I. Новые аспекты бытования и восприятия ..................... 22
1. Характеристика коммуникативной ситуации. Пространственно-временные отношения.........................22
2. Концертность и камерность............................. 28
3. Модификации зрительного и слухового впечатления. 36
4. особенности восприятия (результаты экспертного опроса)....................................................41
глава П. Жанры и формы существования автономной инструментальной музыки на телевидении......................................... 61
1. Жанровая классификация.................................61
2. Диалектика форм показа музыки в свете развития технологии.................................................77
3. Цели и методы..........................................УЗ
Глава Ш. Музыкальная выразительность и телевизионное изображение .............................................................106
1. Монтаж...................................................109
2. Внутрикадровый монтаж и композиция кадра .... 120
3. Светоцветовое содержание ... .................... 13и
4. Музыка и символика изображения........................137
а) Цвет, пространство, натура.................. . 137
б) Образы музыкантов: дирижер и оркестр . . . 140
Ь. Целостный анализ видеофильма “Бетховен. Симфония № 6 фа мажор “Пасторальная" ......................... 144
Заключение...................................................... -165
Список литературы ................................................ 175
Краткая информация об основных создателях упомянутых в работе передач и фильмов .'........................................ 187
ВД^ПкШЕ
Пропаганда музыки средствами массовой коммуникации (СМК) имеет большое общественное значение* Музыкальные представления современного слушателя во многом складываются под влиянием программ (Ж, особенно телевидения. Согласно социологическим данным, около 60$ художественной информации приобретается ныне по телевидению (ТВ). Музыкальное телевещание является влиятельной сферой распространения и пропаганды художественных ценностей, организатором досуга, продолжением концертной площадки, информатором, своего рода "рекламным агентом", транслятором и творцом оригинальных форм.
За последнюю половину века - в связи с широчайшим распространением в быту различных звуковоспроизводящих систем, радио, кино, ТВ - музыка, в гораздо большей степени, чем ранее, стала неотъемлемым компонентом праздничной и будничной жизни человека.
Как одна из составляющих воздействия, она звучит практически и во всех телевизионных передачах. Естественно, что к более активному, осознанному слушанию взывает не фоновое, а самостоятельное, автономное звучание музыки, когда она является главным объектом телепередачи. Отечественное телевещание уделяло до 1986 года, по наблюдениям, концертам, передачам и фильмам о "серьезной" музыке от шести до восьми процентов общего времени вещания. Это превышало аналогичный процент в телепрограммах многих капиталистических стран (приведем данные в таких "музыкальных" странах, как Франция и Италия: О.Я.Т.Р, - 2-3$, Я.Т, I. - 3-4$). Однако сам факт присутствия шедевров в программах еще не решает проблем приобщения к искусству, постижения его глубинной содержательности. Здесь, наряду со многими иными насущными задачами эстетического воспита-
писным, пластическим, визуальным) образам. Однако сам музыкальный текст обладает неисчерпаемым богатством связей с явлениями действительности: и с процессами духовной жизни, и с предметными, визуальными, чувственно-осязаемыми, слуховыми явлениями, с многими сторонами человеческого опыта. Имманентным свойством музыки - в том числе произведений, представляющих собой инструментальные обобщения, - является отображение в звуковом образе многообразия мира, что и позволяет музыкальному искусству быть содержательным и волнующим источником впечатлений для самого широкого круга людей.
Слушатели мысленно связывают музыкальное содержание со словесно выраженными понятиями и зрительными факторами. В этом им помогают наблюдение за процессом музицирования и, главное, генетически присущие музыкальной ткани свойства, позволяющие связывать ее с миром пространственных, временных и свето-красочных явлений. Так, пластика исполнительского жеста является как бы зримым продолжением музыкальной интонации, ее пространственнокинетической реализацией.
Музыкальная выразительность простирается от обобщения речевой интонации, воссоздания пути мыслительных процессов до "зримой” характеристичности, пластической портретности. Музыка способна "моделировать, ориентируясь на изображение, картину, синхронный, недискретный образ мира, а имитируя речевую структуру -повествование" (69, с. 91).
Какие имманентные музыкальные свойства предопределяют рождение зримых ассоциаций и представлений?
В советском музыкознании активно разрабатывается концепция о естественных предпосылках музыкальной выразительности, впервые изложенная Л.Мазелем (68). Согласно этой концепции художественные
средства, музыкальные элементы и их совокупности обладают формообразующими, выразительными, смысловыми и изобразительными возможностями, вызванными объективными предпосылками - реальными свойствами элементов и их сочетаний, их ассоциативными связями с миром физических и психических жизненных явлений. В работах Г.Кечхуашвили рассматриваются на основании ряда экспериментов образно-зрительные, моторно-динамические и программные компоненты музыкального восприятия (в частности, 19, с. 483). В исследованиях Е.Назайкинского (82; 83; 84; 85) свойства трех музыкальных измерений - "глубины, вертикали и горизонтали", их проявления в фактуре, мелодике и форме рассматриваются параллельно с закономерностями трех масштабно-временных уровней восприятия (84, с, 166-190). Уровни эти следующие: обусловленность музыкального восприятия пространственным опытом, слухо-зрительные связи, синоп-сии и актуализация восприятия двигательным опытом.
Сам музыкальный текст, его форма-композиция представляет собой не только обобщенное музыкальное содержание произведения, но и в еще большей степени способы воздействия на слушателя. В исследованиях В>едушевского (71; 72; 73) показано, как определенные музыкальные средства в контексте целого служат целям прояснения содержания, либо придают изложению характер неожиданности, обостряющий внимание. Музыкально-коммуникативные приемы обуславливают "направленность" произведения на слушателя. Вернее, они опираются на столь общие, глубинные пласты человеческого опыта, что круг их воздействия оказывается очень широк, и музыка -хотя и по-разному, на разных уровнях понимания - внятна многим слушателям. Приемы и средства музыкальной выразительности "программируют" творческую деятельность воспринимающих: они, разумеется, не диктуют конкретное содержание представлений и ассоци-