Ви є тут

П.И. Чайковский и становление композиторского образования в России

Автор: 
Полоцкая Елена Евгеньевна
Тип роботи: 
докторская
Рік: 
2009
Кількість сторінок: 
435
Артикул:
133258
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ.....................................................................5
ЧАСТЬ I. СТАНОВЛЕНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОКУМЕНТАХ... 32
Глава 1. П.И. Чайковский и музыкально-педагогическая культура
его времени................................................. 32
Глава 2. Формирование концепции профессионального музыкального
образования в России..........................................38
§ 1. Предпосылки формирования концепции профессионального
музыкального образования в России.............................38
§ 2. Конструктивные принципы профессионального музыкального
образования в России в период его становления.................53
Глава 3. Становление композиторского образования в первых русских
консерваториях................................................72
§ 1. Терминологический и поня тийный ракурсы проблемы............72
§ 2. О соотношении теоретического и практического компонентов
композиторского образования...................................76
§ 3. О взаимосвязи предметов «Инструментовка» и «Практическое
сочинение» .................................................85
§ 4. О капельмейстерской подг отовке.............................90
ЧАСТЬ П. БИОГРАФИЯ П.И. ЧАЙКОВСКОГО-ПЕДАГОГА.............................97
Глава 1. Ученичество П.И. Чайковского.................................98
§ 1. Хронография ученичества П.И. Чайковского....................98
§ 2. Педагогическая проблематика периода ученичества
П.И. Чайковского в документах................................104
2.1. Эволюция названий предметовмузыкалыю-теоретичвекого щи<ла... 104
2.2. Выпускной экзамен П.И. Чайковского: факты и версии..... 107
2.3. Н.И. Заремба - первый учитель П.И. Чайковского
по теории композиции.....................................117
Глава 2. П.И. Чайковский - профессор Московской консерватории
(1866-1878)..................................................141
§ 1. Хронография периода профессорства П.И. Чайковского
в Московской консерватории...................................141
§ 2. Педагогическая проблематика периода профессорства
П.И. Чайковского в документах................................161
2.1. Служебный рост П.И. Чайковского в период профессорства 161
2.2. Проблема разработки русской терминологии................164
2.3. Был ли П.И. Чайковский преподавателем курса форм?.......166
2.4. Состоявшиеся и несостоявшиеся выпускники класса композиции профессора Чайковского.:..........................167
Глава 3. Педагогическая деятельность П.И. Чайковского (1878-1893):
эпистолярная композиторская педагогика...................... 177
§ 1. П.И. Чайковский - С.И. Танеев..............................180
§ 2. П.И. Чайковский - В.А. Пахульский..........................199
§ 3. П.И. Чайковский - Е.Л. Катуар..............................207
§ 4. Принципы композиторской педагогики П.И. Чайковского........211
§ 5. Психологический портрет П.И. Чайковского-педагога..........221
Глава 4. Общественно-музыкальная деятельность П.И. Чайковского
в сфере музыкального образования: П.И. Чайковский-директор Московского отделения Императорского Русского музыкального общества (1885-1890)........................... 232
ЧАСТЬ Ш. МЕСТО МУЗЫКАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ТРУДОВ П.И. ЧАЙКОВСКОГО В ИСТОРИИ ЕВРОПЕЙСКОГО И ОТЕЧЕСТВЕННОГО ТЕОРЕТИЧЕСКОГО МУЗЫКОЗНАНИЯ XIX СТОЛЕТИЯ................................................244
Глава 1. Европейские учения о гармонии ХУ111-Х1Х веков в системе
общекультурного знания Нового времени........................245
§ 1. Паука о гармонии эпохи Просвещения.........................246
§ 2. Паука о гармонии XIX столетия..............................253
Глава 2. Учения о гармонии в европейской системе
музыкального образования XIX века............................264
§.1. Гармоническая концепция Ш.С. Кателя........................265
§ 2. Учение о гармонии З.В. Дена................................269
§ 3. Теоретико-педагогическая система А.Б. Маркса...............276
§ 4. Теоретико-педагогические взгляды Э.Ф. Рихтера..............282
Глава 3. Теоретические взгляды на гармонию в отечественном музыкознании XIX века до П.И. Чайковского....................
296
71
Примечательно, что за 25-летний период существования МК большая золотая медаль присуждалась лишь единожды - Арсению Корещенко, окончившему консерваторию по классу фортепиано у Танеева и по классу свободного сочинения у Аренского в 1891 году [113, с. 64,73], тогда как другим выпускникам по двум специальностям, одна из которых была композиция, присуждалась в течение этого периода малая золотая медаль. В следующем 1892 году большую золотую медаль получит выпускник МК но классу композиции Сергей Рахманинов, заканчивавший в этом году консерваторию по второй специальности - как пианист он закончил консерваторию в 1891 году.
72
Глава 3. Становление композиторского образования в первых русских консерваториях
§ 1. Терминологический и понятийный ракурсы проблемы
Специальность, по которой Петр Ильич Чайковский закончил СПбК, имела несколько вариантов названий:
1. Теория музыки: «При специальном изучении теории музыки"6 обязательно изучение следующих предметов <...>» (ДОК 205, с. 5)37.
2. Теория композиции: «На специальность теории композиции ученик принимается, пройдя <...>» [102, с. 107].
3. Теория (музыкального) сочинения: «Полным курсом Теории Сочинения» называлась одна из первых, не дошедших до нас программ, составленных в СПбК Н.И. Зарембой (ДОК 018); выпускной экзамен по курсу музыкального сочинения см. в ДОК 051.
4. Специальная теория: такое название фигурирует, например, в выпускных программах, экзаменационных листах, инструкциях и в расписании экзаменов (ДОК 024, 048, 053).
5. Теория: выпускником по теории назван, в частности, Чайковский в «Программе выпускных экзаменов на 29 и 31 декабря 1865 г.» (ДОК 036). См. также: (ДОК 019; [Там же, с. 107-1091).
6. Музыкальное сочинение: курсами музыкального сочи »гения назывались курсы, которые открыл в Музыкальных классах РМО в 1861/62 учебном году Н.И. Зарсмба (ДОК 013); выпускниками класса музыкального сочинения именуются в отчетах СПбО РМО выпускники СПбК, в том числе Петр Ильич Чайковский (Отчет СПбО РМО за 1865/66, с. 12).
7. Свободное сочинение: выпускниками класса свободного сочинения именуются некоторые выпускники МК в списке окончивших консерваторию за первые 25 лет ее существования [113, с. 65-84].
8. Композиция: выпускниками класса композиции именуются в отчетах МО РМО (ИРМО) выпускники МК, в том числе ученики класса профессора Чайковского (См.: Отчеты за 1871/72, 1874/75 — 1878/79).
Множественность названий одного и того же явления типична для периода его становления - тогда «примеряются» самые разные терминологические одежды в
36 Здесь и далее в цитатах подчеркнуто мной. - Е/7.
37 В связи с большим количеством документов, где используются перечисляемые названия специальности, мы делаем отсылки лишь на некоторые из них.