*
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение. Общая характеристика Триоди. Обзор литературы.
Глава I. Певческая Триодь в древнерусской рукописной традиции 12-13 веков.
§ 1. Рукописные источники йотированных Триодей 12 - 13 вв.
§ 2. Рукописные источники ненотированных Триодей 12 - 14 вв.
§ 3. Состав богослужебных последований в йотированных Триодях 12 - 13 вв. (сравнительный анализ).
Глава II. Певческая Триодь и Студийский Устав.
§ 1. Уставные указания в йотированных Триодях.
§ 2. Древнейшие богослужебные чины Страстной Седмицы.
§ 3. Пасхальное чинопоследование.
Глава III. Музыкальное содержание певческой Триоди.
§ 1. Принципы нотирования в древнейшей Триоди.
Типы распевов.
§ 2. Фиты в древнейшей Триоди.
§ 3. Система распевов в древнейшей Триоди. Самогласны и подобны.
Глава IV. Древнерусские певческие Триоди по отношению к византийской традиции.
§ 1. Греческие нотированные Триоди 11- 13 вв.
§ 2. Влияние византийской нотации и распевов на древнерусскую традицию (на примере триодных песнопений).
• Заключение. Йотированная Триодь в 14-17 вв.
Список сокращений Список рукописей Список литературы Приложение
I. Алфавитный каталог песнопений по древнерусским Триодям 12-13 вв.
И. Календарный каталог песнопений по древнерусским Триодям 12-13 вв.
3
23
44
59
98
112
125
135
154
167
211
215
235
244
245 250 263
#
3
*
ВВЕДЕНИЕ
Древнерусское певческое искусство неразрывно связано с богослужением Русской Православной Церкви. Основными рукописными источниками, представляющими певческую традицию Древней Руси, являются богослужебные книги, в которых гимнографические тексты сопровождаются нотацией.
Репертуар песнопений для всего церковного года собран в книгах нескольких типов. К ним относятся Ирмологий, Октоих, Стихирарь, • Кондакарь, Минея и Триодь. Все указанные книги были созданы в
Византии и переведены на славянский язык свв. Кириллом и Мсфодием и их учениками. В древнерусской рукописной традиции каждая из богослужебных книг получила собственную историю формирования и развития. Основными событиями, значительно повлиявшими на систему церковного пения, стали смена богослужебного Устава (со Студийского на Иерусалимский) на рубеже 14-15 веков, стилевой перелом, произошедший в 15 веке, а также целенаправленное редактирование книг («книжная справа») в середине 17 века.
О принадлежности рукописного источника к кругу певческих книг » можно судить, во-первых, по его составу: он включает по преимуществу те
гимнографические тексты, которые предназначены для распевания, и, во-вторых, по наличию нотных знаков и музыкальных указаний. Следует отметить, что не все певческие книги последовательно йотированы. Значительная часть певческих памятников была ориентирована на устную передачу напева, который был: представлен лишь отдельными фрагментами нотации.
Среди певческих книг особое место принадлежит Триоди, так как она используется не весь церковный год, а в течение определенного периода, связанного с приготовлением и попразднованием Пасхи. Этот
исполнения участниками богослужения: чтецом и певцами1. Чин умовения не выписан столь подробно, как в Соф. 96, ни в одной из йотированных Триодей, за исключением нескольких (двух-четырех) стихир, исполняемых «на умовении».
В Соф. 96 представлены и другие последования, отсутствующие в большинстве рассмотренных списков2. Например, служба «за вься умьршая» - в пяток мясопустный вечера и в субботу мясопустную (заутра) или служба в субботу 5-й недели (известная позднее как Суббота Акафиста, так как в этот день поется акафист Пресвятой Богородице3). Данные службы, помимо Соф. 96, зафиксированы только в йотированной Постной Триоди - Син. 319 и, частично, в Усп. 8.
Помимо крупных разделов, можно выделить несколько отдельных песнопений и групп стихир, выписанных только в Соф. 96. Это три стихиры 8-го гласа на вечерне Цветной Недели - «Живойосьну страсть Христову», «Отъ ученикъ Иуда несытый» и «За ны Христу Избавителю»4, стихира 8-го гласа в Неделю Блудного Сына - «Изнуривъ блудьно»5, стихиры 8-го гласа в Неделю Мясопустную, - «Бещислеие дудеть блудыю э/сивугции мучение» и «Възгрьме труба яко отъ съна»6. Только в Соф. 96 представлены с нотацией две стихиры 5-го гласа в Неделю Пасхи с одинаковым инципитом «Пасха агиьць намъ о/сьреться»1. Примечательно, что все перечисленные песнопения отсутствуют и в более поздних Триодях, из чего можно заключить о выходе этих стихир из богослужебного употребления.
1 Вес Чины Страстной седмицы подробно рассмотрены в Главе II (§ 2).
2 Эти последования будут описаны подробнее в следующем разделе, посвященном составу певческой Триоди.
3 Триодь постная. М., !992. Л. 323 об. - 335.
“Соф. 96. Лл. 67об. -68;
5 Соф. 96. Л.6
6 Соф. 96. Л. 7 об. В Усп. 8 приведены инципиты этих стихир, предваряемые ссылкой на Октоих: Усп. 8. Л. 11 об.
32
Соф. 96 содержит немало уникальных текстов, но, вместе с тем, в ней отсутствует значительное число песнопений, включенных в другие кодексы. Этот факт свидетельствует в пользу древности этой рукописи, когда еще, по-видимому, не был сформирован весь круг триодных песнопений.
Многие песнопения в Соф. 96 приводятся без нотации (всего 64 текста), что нередко расценивается учеными как свидетельство развитой певческой традиции пения «на подобен»2, существовавшей уже в более позднее время (в 14 веке). Большая часть ненотированных в Соф. 96 % песнопений действительно поется «на подобен»: 24 стихиры Великого
канона (на подобен 4-го гласа «Хотехъ слезами»)3, стихиры св. мч. Феодору Тирону (на подобен 4-го гласа «Яко добля въ мученицехъ») , тропари блаженств и тропари трипеснцев, распеваемые по подобию ирмосов. Но есть среди них и стихиры-самогласны, зафиксированные в других списках Триоди с нотацией, как, например, четыре стихиры в Неделю Всех Святых: «Веры съгласиемъ», «Придете вьси въръиии», «Четверокоиьныши праздъиикь» и «Апсели на небесехъ и ч(е)ловечи на зелаи»ъ. Во всех ненотированных стихирах, как подобных, так и самогласных, оставлено место для нотной строки, которая предполагалась, ^ но так и не была вписана, очевидно, из-за отсутствия ее в оригинале.
Можно предположить, что на тот момент эти песнопения еще не. были распеты и переписывались в рукописях без нотации. Таким образом, наличие ненотированных текстов в рукописи Соф. 96 может быть
1 В Соф. 85 и Соф. 97 эти стихиры выписаны без нотации, в остальных списках они вовсе отсутствуют.
2 См., например: Металлов В.М. Богослужебное пение ... С. 177.
3 Соф. 96. Л. 50 об. - 53 об. Стихиры исполняются на вечерне в среду (и на утрене в четверг) 5-й седмицы Великого поста, на утрене четверга поется весь Великий канон св. Андрея Критского.
4 Соф. 96. Л. 27. Данные стихиры выписаны так же, без нотации, в Соф. 85 (л. 17 об.), а с нотацией только в }к 147 (л. 9 об.). Син. 319 (л. 94) и в Син. 278 (л. 5 об.-б).
5 Соф. 96, л. 128 - 128 об. Йотированы в Соф. 85, л. 187- 188 об.
#
- Київ+380960830922