2
СОДЕРЖАНИЕ Первый том
ВВЕДЕНИЕ 4
ПЕРВАЯ ЧАСТЬ 10
Глава 1. ТВОРЧЕСТВО ТОМАСА МОРЛИ И ЕГО ТРАКТАТ В КОНТЕКСТЕ ЭПОХИ 10
Томас Морли. Жизнь и деятельность 10
“Похвала музыке” ' . 23
Музыка и церковь 34
Светское музицирование. Мадригал в Англии 42
Томас Морли и итальянский мадригал 49
“Простое и доступное введение” и развитие английского литературного языка 53
Глава 2. О МУЗЫКАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ В АНГЛИИ РУВЕЖА XVI — XVII ВЕКОВ 58
Музыка в университетах 65
Трактаты о музыке 71
Глава 3. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА МУЗЫКИ В ТРАКТАТЕ ТОМАСА МОРЛИ 84
Историческое значение и судьба “Простого и доступного введения” 84
Традиция и авторство 93
Практическое руководство или научный труд? 98
ВТОРАЯ ЧАСТЬ 108
Глава 4. ОН ИСКУССТВЕ ПЕНИЯ 108
Сольмизация 108
Ритм и нотация 116
О нотах 118
О паузах 123
О лигатурах 124
О точках 128
О тактусе 132
О модусах 134
Имперфицирование, альтерация, колор 142
О пропорциях 148
Глава 5. УЧЕНИЕ О ДИСКАНТЕ 156
Дискант и контрапункт 157
Дискант и импровизированное пение 162
Английский дискант 166
Фобурдон 176
Правила дисканта 179
Соединение консонансов 181
Правила применения диссонансов 183
Басовый дискант 185
Виды дисканта 187
Общие требования к дисканту 189
Имитация 191
Канон 192
Двойной контрапункт 195
Термины, связанные с понятием “музыкальная тема” 198
Методы варьирования хорала 202
3
Глава 6. О КОМПОЗИЦИИ 207
Многоголосие 208
Ладовый аспект композиции 211
“Musica ficta” 216
“Eight Tunes” 222
Термины, характеризующие ладовую сферу композиции 228
Каденции 241
Диапазон и диспозиция голосов 254
Музыка и текст 275
Критерии оценки композиции 277
О понятии музыканта 281
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 284
БИБЛИОГРАФИЯ 287
ПРИЛОЖЕНИЯ 294
[Указ о даровании королевской привилегии на нотопечатание Томасу Таллису и Уильяму Берду] 295 Королевские празднества в Элветеме 297
Псевдо-Чильстон 304
Томас Кемпион. Новый способ сочинения четырех голосов в контрапункте 309
Джон Доуленд. Микролог Андреаса Орннтопарка 310
Второй том
ТОМАС МОРЛИ. “Простое и доступное введение в практическую музыку”
Перевод с английского
63
Шерингтона, описывая в дневнике свой распорядок дня, отмечала, что она “также ежедневно проводила некоторое время, играя на лютне и приспосабливая для нее пятиголосные песни и упражняя свой голос в пении псалмов и молитв” (цит. по: Charlton, 210). Таких примеров можно было бы привести бесчисленное множество.
К сожалению, далеко не у всех желающих, особенно живущих в провинции (в то время как лучшие музыкальные силы были сосредоточены в столице) или же просто менее состоятельных, была возможность заниматься с профессиональным педагогом. Весьма успешным решением проблемы стало издание широко доступных книг о музыке, которых, начиная с 1568 года было выпущено по тем временам чрезвычайно много. Одной из первых была (вскоре, правда, утерянная) книга Деламота1 “A Briefe Instruction of Musicke, collected by P. Deîamote” (1574), составленная, судя по названию, из отрывков различных континентальных трактатов. За ней последовали книги, написанные английскими авторами; вот лишь некоторые из них:
A. Short Introduction into the Science of Musicke (Введение в науку Музыки) 1580
W. Bathe Introduction to the True Arte of Musicke (Введение в Истинное Искусство Музыки) London, 1584
W. Bathe The Praise of Musicke (Похвала Музыке) Oxford, 1586
W. Bathe A Briefe Introdduction to the Scill of Song (Краткое введение в искусство пения) London, 1590
W. Barley A New Book of Tabliture (Новая книга табулатуры) London, 1596
W. Barley The Pathway to Musicke (Дорога к музыке) London, 1596
A. Holbome The Cittam Schoole (Школа [игры] на цистре) London, 1597
1 По всей видимости. Деламот был одним из французских гугенотов, эмигрировавших в Англию в 60-х годах XVI века.
64
Т. Morley A Plaine and Easie Introduction to Practicall Musicke (Простое и доступное введение в практическую музыку) London, 1597
Т. Robinson The Schoole of Musicke (Школа музыки) London, 1603
J. Dowland Andreas Omithoparcus his Micrologus (Микролог Андреаса Орнитопарка) London, 1609
G. Coprario Rules how to Compose (Правила композиции) London, 1610
T. Campion A New Way of Making Fowre Parts in Counter-point (Новый способ сочинения четырех голосов в контрапункте) London, 1613
T. Ravenscroft A Breefe Discourse of the True (but Neglected) Use of Charactring the Degrees (Краткий трактат об истинном (но не принимаемом во внимание) обозначении мензуры) London, 1614
Книги эти достаточно существенно различаются и по объему, и по
характеру содержания: от действительно краткого и простого изложения основ му зыкал ьной грамоты до развернутых трактатов, рассматривающих и сугубо теоретические вопросы. Их содержание ориентировано главным образом на обучение пению, которое считалось основой овладения музыкальным искусством. Пение подразумевало не собственно вокальную технику, а вопросы “элементарной теории музыки”: правила сольмизации и мутаций, нотация, мензуральная ритмика, контрапункт1. Есть среди подобных книг и руководства по чтению табулатуры, игре на лютне и других инструментах, популярных в домашнем музицировании (виоле,
1 Нельзя сказать, однако, что все авторы обходили стороной саму технику пения. В частности, в книге Бейта "Введение в искусство пения" (Лондон, 1596) содержатся некоторые практические указания для начинающих певцов:
1. Учись разделять гласные и согласные, произнося их отчетливо в соответствии с контекстом.
2. Учись, чтобы дыхание длилось долго, а язык свободно вибрировал.
3. Учись придерживаться ритма, чтобы сохранять верную пропорцию одного такта по отношению к другому.
4. Учись, чтобы голос твой звучал чисто и ясно (цит. по: Ре1І0\УЄ$, 1975, 119).
Интересное замечание но этому поводу содержится и в "Микрологе" Орнитопарка (в переводе Доулснда): "Пусть всякий певец остерегается начинать слишком громко, крича подобно ослу... ибо Господу приятны не громкие крики, но прекрасные, сладостные звуки” (кн. 4, гл. 8).
- Київ+380960830922