Оглавление
Введение ..........................................................4
Часть 1. Духовный путь С.И.Танеева
Глава 1. Деятельность С.И.Танеева в контексте
русской культуры 1890-х- 1910-х годов.............................34
1.1. Актуализация религиозно-философских идей в русской культуре середины 90-х годов XIX -
первых десятилетий XX века........................................35
1.2. С.И.Танеев и русский духовный ренессанс: вехи жизни
и творчества......................................................44
Глава 2. Духовная тема в творчестве С.И.Танеева
середины 1870-х - начала XX века................................ 63
2.1. Духовные сочинения раннего периода...........................64
2.2. Культовые произведения 1880-х годов......................... 69
2. 3. Кантата «Иоанн Дамаскин»...................................77
2.4. Произведения религиозной образности
в позднем творчестве Танеева......................................84
Часть 2. Кантата «По прочтении псалма» и ее религиознофилософская концепция Глава 3. Поэтический источник кантаты
3.1. Псалом 49-й и его интерпретация
в стихотворении А.С.Хомякова......................................91
3.2. С.И. Танеев и А.С.Хомяков.
Литературная основа кантаты.......................................96
Глава 4. Религиозно-философская концепция кантаты С.И. Танеева «По прочтении псалма»
4.1.Танеевская интерпретация стихотворения А.С.Хомякова в свете философских воззрений композитора........................101
3
4.2. Религиозная образность кантаты в аспекте
христианских идей............................................. 108
4.3.Драматургия кантаты: поляризация смысловых миров.
Числовая и тональная символика.................................118
4.4. Литургический пласт кантаты:
образ храмового богослужения...................................126
4.5. Космогоническая идея: воплощение действенно-активных
и лирико-созерцательных образов................................132
4.6. Антропологический аспект концепции: духовно-нравственный
«завет» композитора............................................144
Заключение....................................................154
Библиографический список.......................................170
Нотное приложение..............................................186
т
стиля композитора с анализом историко-художественных явлений, отечественных и зарубежных, которые оказали влияние на формирование Танеева-музыканта. Ценным качеством исследования является обобщающий подход в определении места и роли того или иного жанра, как в творчестве самого композитора, так и в истории русской музыки в целом. Это обстоятельство становится очень важным, тем более, что других работ монографического типа, характеризующих все жанры творчества композитора: оперного, симфонического, камерно-вокального, камерноинструментального, — на сегодняшний день не существует.
В литературе, появившейся в последние десятилетия XX века, наметилась еще одна тенденция: раскрывать многогранную личность
мастера в сопоставлении с другими художниками. В 1980-х, в сборнике «Русская книга о Бахе», опубликована статья H.A. Симаковой «Бах и Танеев». В ней автор, развивая тезис о «бахианстве» Танеева, пишет об исследовательской и редакторской деятельности композитора, связанной с кантатами Баха. Дружеские и творческие связи двух русских композиторов рассмотрены в одном из разделов труда Ю.И.Паисова «Александр Гречанинов». В монографии С.А.Зверевой «Александр Кастальский» творческий облик Танеева дополняется во многом неизвестной стороной его деятельности - участием в возрождении русской духовной музыки посредством творческой работы с Московским Синодальным хором, а также содружеством с коллективом учащихся и преподавателей Московского Синодального училища церковного пения.
На рубеже XX - XXI века документальное танееведение пополнилось капитальным многотомным трудом - серией книг «Русская духовная музыка в материалах и документах». В них опубликованы воспоминания, фрагменты дневников и писем композиторов, дирижеров, общественных деятелей, связанных с процессом, ставшим поворотным в истории русской культуры. Возвращение к истокам русской церковной музыки, а более широко - к возрождению христианской духовности в музыкальных сочинениях стало
тем явлением, которое во многом изменило направленность мыслей и замыслов отечественных композиторов. Коллектив исследователей во главе с редактором-составителем М.П. Рахмановой осуществил работу непреходящего значения. Во многом благодаря именно этому труду, где разные стороны деятельности С.И.Танеева в области духовной культуры обоснованы документально, а раскрытые и опубликованные архивные материалы позволяют выявить новые факты, - появилась возможность поставить тему работы в заявленном ракурсе.
Анализ литературы, посвященной личности и творчеству Танеева, позволяет сделать следующие выводы.
1 .Отечественное музыкознание располагает внушительным количеством трудов, посвященных творчеству великого русского композитора. В жанровом отношении эти работы различны - от небольших заметок, представляющих непосредственный отклик на исполнение сочинений, до серьезных аналитических трудов и монографий. Значителен и их содержательный диапазон. Изданное на сегодняшний день большое количество мемуарной литературы, а также Дневники композитора позволяют проникнуть во внутренний мир Танеева и представить его облик в совокупности черт, присущих его неординарной личности.
Публикации трудов Танеева («Учение о каноне», «Подвижной контрапункт строгого стиля», статей, посвященных творчеству Баха) позволяют судить о его выдающемся таланте исследователя, внесшего весомый вклад в развитие полифонической науки.
Наличие исследований, связанных с педагогической работой композитора, деятельностью Танеева, помогает выявить масштаб и значение деятельности Танеева-педагога.
Появление литературы, раскрывающей новые черты эпохи рубежа XIX - XX веков (4-х томный труд «Русская духовная музыка в материалах и документах», последние тома Истории русской музыки) по-иному освещают грани музыкально-общественной деятельности Танеева.
- Київ+380960830922