Ви є тут

Развитие музыкальной культуры советского Самарканда (1917-1984)

Автор: 
Валиходжаев Н.
Тип роботи: 
кандидатская
Рік: 
1984
Кількість сторінок: 
183
Артикул:
134252
179 грн
Додати в кошик

Вміст

- г -
ОГЛАВЛЕНИЕ
стр.
ВВЕДЕНИЕ.............................................. 3-22
ГЛАВА I. ПУТИ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЙ
САМОДЕЯТЕЛЬНОСТИ В САМАРКАНДЕ.............23 - 56
ГЛАВА П. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
В САМАРКАНДЕ 57 - 85
ГЛАВА Ш. КОНЦЕРТНАЯ И ТЕАТРАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ
САМАРКАНДА 86 -129
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................'......................130 -138
БИБЛИОГРАФИЯ .....................................139- 149
ПРИЛОЖЕНИЕ........................................150- 182
- 3 -
ВВЕДЕНИЕ
Комплексное изучение советской музыкальной культуры как органической части общей социалистической культуры составляет одну из существенных сторон музыковедческой науки. В последние годы значительно возрос интерес к культурологии, появились исследования о роли музыкального образования в формировании музыкальных культур отдельных республик (6.3,4), о художественной самодеятельности различных народностей нашей страны в свете общих социально-культурных функций советского государства (6,5), о путях становления музыкальной культуры в разных областях страны (6.2).
Вопросы лузыкальной жизни и музыкальной культуры в целом становятся объектами специального теоретического обобщения (6.6).
В то же время остается не освещенной история развития музыкальной культуры многих городов, как составной части всего национального музыкального наследия. Разработка этого вопроса имеет, несомненно, практическую и теоретическую ценность.
К таким городам относится и Самарканд. Как справедливо отмечают авторы книги "Дыхание веков", в мире немного городов с древней историей: Рим, Афины, Дели, Дамаск, Багдад, Кутаиси, Бухара, Мары. К ним следует причислить и Самарканд - "красу земли", как его называли с далёких времен (5.2,26).
Самарканд является одним из центров общественной, научной и культурной жизни Узбекистана. Положение Самарканда как столицы республики с 1925 г. до 1930 г. имело огромное значение для расцвета города, обусловило открытие в нем многих учревдений культуры,театров, клубов,библиотек,учебных заведений. Благодаря развитию промышленности, интенсивной культурной жизни,Самарканд
- 17 -
Таким образом, в предреволюционные годы музыкально-общественная жизнь Самарканда (как Ташкента и других городов Туркестана) представляет собой сложное многосоставное явление. Национальная музыкально-общественная жизнь, связанная с широким исполнением и бытованием профессиональной музыки устной традиции отчетливо отделяется от первых ростков концертной жизни европейского типа (концерты гастролирующих певцов, скрипачей, пианистов).
Кроме того, меняется музыкальный быт, в котором начинают звучать русские революционные и новые узбекские песни на социальную тематику, обличающие феодалов, духовенство.
Все это создало серьезные объективные предпосылки для формирования новой, рожденной Великой Октябрьской социалистической революцией художественной культуры, в которой сплелись национально-художественные традиции и интернациональное идейно-передовое современное содержание.
Изучение музыкальной культуры Самарканда является органической частью комплексного изучения советской культуры.
Актуальность изучения путей развития музыкальной культуры советского Самарканда определяется широким международным резонансом, который приобретают в современную эпоху общие вопросы взаимодействия культур Запада и Востока, соотношения многовековых и самобытных национально-художественных традиций с развитием интернационально-передовых веяний новой эрт - эры социализма.
Методологической основой настоящего исследования послужили общие положения о культуре, широко разрабатываемые марксистско-ленинской эстетикой. "Культура - это исторически обусловленная совокупность созданных народными массами материальных и духовных ценностей, которая не только выражает уровень духовного и физического развития людей, но и оказывает на них весьма сущест-
- 18 -
венное влияние" (5.49,16).
Среди различных видов духовной культуры огромная роль принадлежит музыкальной. Существенным показателем общего уровня му-зыкальной культуры служит состояние массового самодеятельного искусства, просвещения и образования, интенсивность театральной и концертной жизни (6.6,11). Между тем, попыток самостоятельного исследования музыкальной культуры советского Самарканда до настоящего времени не предпринималось. Имеются лишь отдельные, не систематизированные сведения, которые можно почерпцуть из двухтомника "История Самарканда", из материалов периодической печати, некоторых монографий, очерков, статей.
В статье И.Р.Раджабова "О музыке Самарканда" имеются важные сведения о музыкальной жизни Самарканда в период ХУ1-ХУП веков, а также в ней дается подробный анализ репертуара Ходжи Абдулазиза Расулова (5.33,275-277).
В статье М.С.Ковбаса есть упоминания о хоровом коллективе завода "Красный двигатель" Самарканда (5.19,29). Поднимая некоторые важные для узбекской самодеятельности 50-х годов проблемы (преобладание унисонных хоров, отсутствие квалифицированных руководителей, отстаивание сельской самодеятельности), автор в целом не ставит цели глубоко исследовать процессы и явления, происходящие в самодеятельности того периода (5.19,300).
Отдельные факты о музыкальном образовании и самодеятельности в Самарканде содержатся в книге С.Х.Юлдашева "Развитие музыкального воспитания и образования в Узбекистане": упоминается деятельность Института музыки и хореографии в конце 20-х годов, приводятся некоторые славные имена самаркандских музыкантов (Ходжа Абдулазиза Расулова и др.) (4.25.75).
В названной выше статье И.Н.Кареловой "Музыкальное образова-