Ви є тут

Образы Урал-батыра и Салавата Юлаева в музыкальном искусстве Башкортостана : К проблеме преемственности

Автор: 
Миннурова Альфия Фуатовна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2000
Артикул:
1000312463
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ................................................3
ГЛАВА 1. РОЛЬ БАШКИРСКОГО ФОЛЬКЛОРА В СОЗДАНИИ ОБРАЗОВ УРАЛ-БАТЫРА И САЛАВАТА ЮЛАЕВА
1.1. Урал-батыр и Салават Юлаев: прототип и тип образов в
устном поэтическом творчестве башкирского народа.......18
1.2. Проявление преемственных связей в системе фольклорных жанров.................................................34
1.3. Башкирские народные песни об Урале и Салавате.....52
ГЛАВА 2. ОБРАЗ САЛАВАТА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ БАШКИРСКИХ КОМПОЗИТОРОВ
2.1. Образ Салавата в одноименной опере 3. Исмагилова..72
2.2. Вокальный цикл 3. Исмагилова на стихи Сатавата Юлаева 94
2.3. Фольклорные тексты в симфоническом творчестве композиторов Башкортостана (на примере симфонии-оратории Д. Хасаншина «Песни о Саяаватс» и вокатыюй симфонии С. Низамутдинова «Разговор с Салаватом»)...............................104
ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................123
БИБЛИОГРАФИЯ..........................................132
ПРИЛОЖЕНИЯ (НОТНЫЕ ПРИМЕРЫ)...........................150
3
ВВЕДЕН И Е
Осознание народами самобытности своей культуры стало реальностью сегодняшнего времени. В национальном искусстве существуют образы, вобравшие в себя типологические черты ментальности народа, аккумулирующие сущность национального характера. Как известно, именно фольклор создает образы, которые являются носителями позитивного заряда и отстоявшихся в результате длительного исторического развития национальных качеств. В рождении фольклорных образов срабатывают каноны этноса, каноны культуры данного народа. Так формируются в веках некие образы-константы, инварианты определенных свойств, присущих народу.
В башкирской культуре, равно как и в любой другой, особую значимость приобретают образы, содержащие черты высокой степени обобщенности. При этом в произведениях фольклора они являются и вымышленными, и созданными на основе реальных прототипов. Последние, как правило, «получают окраску, соответствующую чаяниям народа, его социальным и нравственным устремлениям» (44, 6). Это служит основой их мифологизации: они наделены лучшими
человеческими качествами, сформировавшимися в процессе исторического развития. Герои отстаивают те духовные ценности, которые служат мерой добра и справедливости. Для башкирской культуры особую значимость приобрели образы Урал-батыра и Салавата Юлаева. Их характеристики складывались на протяжении столетий и достигли уровня национальных символов.
Давно замечено, что из всех явлений культуры ближе всего к национальному языку находится музыка. В этой связи большой научный интерес представляет сравнительный анализ произведений народного и композиторского творчества, где художественно воплощаются образы
14
XIX в. С. Рыбаков (194) систематизировал народную музыку башкир, выделил основные стилевые признаки. В его монографии намечены основные типы мелодики — озон кюй и кыска кюй, которые стали основополагающими для исследования башкирского музыкального фольклора. В современной фольклористике следует отметить монографии Л. Лебединского и М. Фоменкова. Так, в работе Л. Лебединского (138), содержащей полезную для нашего исследования характеристику всех жанров музыкально-поэтического творчества, центральное место занимает рассмотрение ладовых закономерностей, композиционных особенностей, мелодико-интонационной елруктуры озон кюев. Не менее интересна работа М. Фоменкова (220), в которой акцен тирована поэтическая содержательность народных текстов.
Классификация вокальных жанров башкирского фольклора по типу сюжетно-поэтической основы, па которую мы опираемся в данной работе, представлена в монографии Р. Сулейманова (211), появившейся уже в конце 1990-х годов. Отдельные аспекты башкирского музыкального фольклора акцентируются в трудах музыковедов Ф. Камаева, Р. Зелинского, X. Ихтисамова, Н. Ахметжановой, И. Зинатшиной, Ф. Фаизовой. Особое внимание уделено классике башкирского фольклора — озон юоям, роли метроритма в процессе формообразования (113), структурной типологии напевов (117), проявлению жанрового мног ообразия (217) и др.
Профессиональное музыкальное искусство в настоящее время изучается достаточно активно. Например, творчеству одного из основоположников национальной профессиональной музыкальной культуры 3. Исмагилова посвящены статьи Р. Исламгуловой (106, 107),
Э. Давыдовой (80-82), С. Каримовой (121), А. Лемана (140), Т. Угрюмовой (216). В конце 1990-х годов издана монография Г. Газиной, содержащая обширный аналитический материал по всем жанрам, представленным в
15
творчестве этого композитора (69). Кроме того, были учтены результаты исследований музыковедов, посвященные отдельным проблемам музыкального творчества, а именно камерно-вокальному циклу в творчестве башкирских композиторов (120), русско-башкирским связям (148). Исследование Е. Скурко (203) посвящено анализу художественных процессов, происходящих в музыкальной культуре Башкортостана в 1980 -1990 годы. Автор концентрирует внимание на историко-стилистических процессах музыкальной культуры 1980-х годов и, в частности, музыкального театра. В работе содержатся и творческие портреты таких композиторов, внесших весомый вклад в развитие национальной музыкальной культуры, как Л. Исмагилова, Р. Газизов, Д. Хасаншин, Р. Хасанов.
Наконец, интересующая нас проблема соотношения прототипа и художественного образа в произведениях искусства (в связи с образом Салавата Юлаева) глубоко исследована в работе М. Андрониковой (12), в которой выводится принцип анализа образа, имеющего исторический прототип.
Однако, несмотря на большой объем и многоаспектность накопленных сведений, в настоящее время назрела необходимость анализа проблемы преемственности образов мифологического героического и исторического эпоса в разных областях культуры башкирского народа. Важным сейчас является анализ не только различных сторон искусства, но и закономерностей в развитии искусства как целостного феномена. Поэтому целью настоящей работы является рассмотрение принципов создания образов эпических героев в свете преемственности образа Салавата по отношению к образу Урала в разных жанрах народного и профессионального композиторского творчества.
Для реализации цели поставлены следующие задачи:
— выявить архетипичность образа Урал-батыра и эпоса о герое;