ОГЛАВЛЕНИЕ
Исследование
Введение........................................................... 3
Глава 1: Предпосылки к выделению локального песенного стиля
воронежско-белгородского пограничья........................... 18
1.1. Исторические факторы формирования традиции................... 18
1.2. Особенности говора........................................... 29
1.3. Локальная специфика в традиционной одежде.................... 32
1.4. Выводы 48
Глава 2: Этнографический контекст песенной традиции воронежско- 51
белгородского пограничья (система традиционных праздников)
2.1. Календарные обряды........................................... 51
2.2. Свадебный обряд.............................................. 78
2.3. Выводы....................................................... 120
Глава 3: Песенная система традиции воронежско-белгородского 122
пограничья
3.1. Подходы и методы исследования................................ 122
3.2. Общая характеристика песенной системы воронежско-белгородского 133
пограничья....................................................
3.3. Хороводные песни............................................. 138
3.4. Свадебные песни.............................................. 160
3.5 Календарные песни............................................ 186
3.6. Протяжные песни.............................................. 191
3.7 Исполнительская манера....................................... 207
3.8 Выводы....................................................... 212
Глава 4: Картографирование музыкально-этнографических компонентов 215
традиции
4.1 Выбор признаков для картографирования. Способы отражения 215
информации ...................................................
4.2. Комментарии к картам..........................................216
4.3. Выводы....................................................... 231
Заключение......................................................... 232
Список литературы..................................................238
Приложения (том 2)
Список приложений.................................................. 2
Приложение I (нотное). Песни воронежско-белгородского пограничья 5
Приложение II. Примечания к нотному приложению..................... 180
Приложение III. Список обследованных населенных пунктов............ 187
Приложение IV. Краткие исторические сведения о селах............... 190
Приложение V. Карты................................................ 193
Приложение VI. Иллюстративный материал (полевые фотографии) 213
2
Введение
Актуальность темы. В настоящее время в отечественной музыкальной фольклористике одной из актуальных проблем является научнообоснованное выявление границ и системное описание локальных песенных стилей, поскольку именно на этом уровне универсальные и ад диалектные законы музыкально-фольклорного мышления реализуются в конкретных жанровых формах, а в музыкальной лексике создается уникальный набор клишированных форм, ритмоформул, интонем, мелодических оборотов.
Хотя в фольклористической науке и предпринимались попытки определить территориальную структуру русской народной музыкальной культуры, они имеют предварительный характер, так как до сих пор большинство песенных традиций остается не описанными, не выявлены и их территориальные границы.
Практически всеми фольклористами признается наличие различных песенных систем, но каждый из исследователей вкладывает в это понятие свое содержание. Поэтому одна из актуальных задач этномузыкологии — выстроить иерархическую систему признаков, действующих как дифференцирующие на уровне региональных, локальных и узколокальных несенных традиций.
Локальные песенные стили - динамические системы. С одной стороны, они открыты для культурного взаимодействия: могут испытывать на себе влияние соседних песенных стилей и сами влиять на них, в результате чего происходит их взаимообогащение и формирование более крупных - региональных - песенных систем. С другой стороны, локальные песенные системы стремятся к сохранению самобытности, о чем свидетельствует самосознание их носителей. В настоящее время возрастает актуальность системного исследования всех компонентов локального песенного стиля или, иными
3. В календарной обрядности достаточно ярко представлены очистительные, обереговые (апотропеические), продуцирующие магические практики. Молодое поколение, получившее мотивацию для обрядового поведения от старших, в первую очередь исполняет индивидуальные тайные действия охранительного характера. На коллективное проявление обрядового поведения негативное воздействие оказал государственный запрет на календарные и церковные праздники как пережитки прошлого.
Начало календарного года. Многие исследователи начинают описание сезонных обрядовых комплексов с ранневесеннего периода - как времени начала земледельческого года [Пашина 1998, с.14; Агапкина 2000, с. 25]. По мнению других исследователей, новый календарный цикл в сознании крестьянина начинается с зимнего солнцеворота (то есть с Рождества). Так считает, например, Б.Я. Пропп, который писал: « в крестьянской среде не исчезли следы более древнего солнечного календаря. По нему новый год начинали с зимнего солнцеворота. Ни гражданский, ни церковный новый год в старом крестьянском обиходе не считались праздниками. Истинным праздником был день поворота солнца к новому свету. С этого момента начинается почти беспрерывная цепь различных обрядовых празднеств» [Пропп 2000, с. 18].
Рождество. Языческие и христианские элементы мирно соседствуют в традициях народного празднования главных календарных дат. Особенно ярко это отражается в зимних праздниках, связанных с солнцеворотом, с одной стороны, и с Рождеством Христовым - с другой. Например, в селе Лесное Уколово информантка рассказала, как в дни ее молодости под Рождество ходили колядовать, рядились, во дворах жгли пурину (старую солому), а на Рождество христославили со звездой по всем дворам с песнопениями «Слава 4 вышних Богу и на земле мир», «Роэ/сдество Твое, Христе Боже наш», «Хри-
52
стос роэ/сдается»1. Впрочем, хождение со звездой и пением христославиль-ных песен достаточно редко фиксируется: кроме с. Лесное Уколово, этот обычай известен еще только в с. Казацкое.
Календарный обход дворов под Рождество с колядками существовал практически во всех селах. Обычно ходили раздельно - сначала дети, потом молодежь. Обязательно спрашивали разрешения у хозяев: «Калёду кликать?».
Колядовщики, как проводники или посланцы мира предков должны были быть неузнанными, поэтому рядились по-чудному: мазали себя сапухой (сажей), переодевались в одежду противоположного пола, надевали вывороченные мехом вверх шубы. Лишь в некоторых селах Красненского района они рядились в животных: изображали медведя (с. Круглое), козла или козу (сс. Большое, Круглое). В качестве угощения колядовщикам выносили сало, пирожки, деньги, орехи, сушеные или вареные груши. Собранное угощение они делили поровну. «Прайдут калядовщики па селу, сойдутся в адной хате, паделят семечки и сидят, лускают, и расходятся, готовятся идти в храм»2.
Обязательным блюдом в рождествсский сочельник была кутья - каша из цельных зерен пшеницы, ячменя, которую заправляли медом, изюмом. В отличие от украинских сел, где кутью носили по домам колядовщики, в русских селах се съедали всей семьей за семейным ужином. «Кутью ставили в чугуне в святой угол, на стол или на окно — для богатства» , с кутьей обходили все сараи и хлева. «Пака ана несе, усю дорогу квохча - это, штоп цыплята водились»4. «Дед с бабой выворачивали тубы, бреши кутью и ходили па всем сараям. Дед заходит с кутьёй в сарай, а бабка с улицы спрашивает: «Кто ходя?», а дед отвечает: «Сам Бог ходя», «А гито нося?», «Кутыо нося». И так по каждому сараю. Потом эту кутью ани съедали»5.
Ануфриева А.Д. 1926 г.р., с. Лесное Уколово (1114\13,17).
Жукова О.Г. 1928 г.р., сю Болыиебыкопо (1288/160).
Ходыкииа М.А.1927 г.р., с. Готовьс (1083/20)
Образцова H.A. 1928 г.р., с. Нижняя Покровка (1118/5).
Яхнсва Н.Е 1937 г.р., с. Репинка (1141/68).
53
- Київ+380960830922