2
СОДЕРЖАНИЕ
Том I.
Введение.......................................................4
Глава 1. МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ ОРЕНБУРГА В ДОКУМЕНТАХ И СВИДЕТЕЛЬСТВАХ
§1. Из истории строительства профессиональной музыкальной
культуры Оренбурга (19004 930гг.) .........................15
§2. Музыкальный Оренбург в годы Великой Отечественной войны
и послевоенный период...................................... 28
§3. Музыкальная инфраструктура Оренбурга второй половины
XX века: становление и развитие ........................... 38
Глава 2. СЕМЬЯ ФЕДОТОВЫХ-РОСТРОПОВИЧЕЙ И МУЗЫКАЛЬНЫЙ ОРЕНБУРГ
§1. Исторические корни семьи и ее многогранная культу рная
деятельность...............................................54
§2. Мстислав Ростропович как продолжатель семейных
традиции.................................................. 77
Глава 3. ОРЕНБУРГСКОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ: ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ, БУДУЩЕЕ
§1. Начальный период становления учебного заведения
(2(М0гг.)................................................. 82
§2. Годы интенсивного развития училища (50-60гг.)............ 106
§3. Достижения и инновационная деятельность
70-90-х годов............................................. 117
Заключение.................................................. 128
Примечания .................................................. 133
Список литературы........................................... 151
Перечень сокращении.......................................... 171
з
Том И. ПРИЛОЖЕНИЯ
1. Хронограф развития музыкальной культуры Оренбурга ........ 174
2. Архивные документы, афиши, программы и пр................ 186
3 Воспоминания и письма...................................... 341
4. Генеалогическое древо семьи Федотовых......................365
35
подвергался критике местных властей за недостаток патриотических спектаклей (300: 195-196).
Идея скорого создания оперы, раскрывающей военную тематику, со всей остротой захватила В.Волошинова. В личном деле композитора, хранящемся в архиве Оренбургского музыкального училища, сеть документы, подтверждающие его намерения. Так, в заявлении на отпуск без сохранения содержания читаем: "В настоящее время работаю над написанием оперы по заказу Малегота. Постановка оперы намечена театром на 7 ноября 1942 года. В течение октября и первой половины ноября я полностью занят работой, отнимающей вей моё время. В связи с этим прошу предоставить мне творческий отпуск” {Приложение II, № 23). 11арадоксальны.м является тот факт, что опера писалась композитором как социалистическое обязательство. Свидетельством тому может служить запись следующего содержания: "Написать в течение учебного года оперу об Отечественной войне" (Приложение II, ЛЬ 24). Руководство театра, заинтересованное в скорейшем завершении работы, оказывало композитору всяческую помощь. Для постановки онеры из блокадного Ленинграда приехал режиссёр Н.Горяйнов, а оркестровать новое произведение было поручено дирижёру К.Кондрашину29. Премьера состоялась 20 декабря 1942 года в Чкалове. Критика отмечала созвучность и современность событий, раскрываемых в онере, богатство духа и патриотизм воюющего народа. Периодическая печать, давая характеристику новому произведению, сообщала: "Сильнее смерти" - это первая опера на тему Великой Отечественной войны, написанная молодым советским композитором В.Волошиновым, создана в Чкалове и здесь же впервые перешла на театральные подмостки. Коллектив театра, взволнованный темой партизанской войны с фашистскими оккупантами, работал в согласии с композитором и автором либретто 10.Колгановым. Общественность города очень тепло принимала этот новый патриотический спектакль"( 186). За годы эвакуации Малегота опера "Сильнее смерти" выдержала 15 постановок (297: 3), что отчас-
36
та можно объяснить небывалым патриотизмом людей, в то время с пониманием встретивших данное сочинение композитора, однако позже произведение было забыто и исключено из репертуара театра. В своей опере
В.Волошинов предпринял попытку возрождения "сусаиинской темы" сквозь призму известных русских классических патриотических опер Глинки и Римского-Корсакова30. С годами "Сильнее смерти", как и многие другие её современницы, утратила свою остроту и актуальность, не выдержав испытания временем.
Военные годы оказались весьма продуктивными для композиторской группы Чкалова. Создав множество произведений в разных жанрах, творческий союз, объединивший известных музыкантов, оказал огромное влияние на развитие художественной культуры города. Благодаря активной деятельности Малого оперного театра и отделения Союза композиторов, музыкальная жизнь Чкалова несоизмеримо изменилась в прогрессивном направлении. В немалой степени этому способствовала целая плеяда известных музыкантов. Их заслуги впоследствии были по достоинству оценены государством. Многие получили высокие правительственные награды. Оренбургские власти также не осталось в стороне, отметив достижения ряда артистов грамотами и подарками (Приложение 11, № 26).
Также интенсивно художественная культура Чкалова в военные годы была отмечена деятельностью местных творческих коллективов. В городе работали филармония, ансамбль песни и пляски Южно-Уральского военного округа, Дом народного творчества, театры драмы, кукол, музыкальной комедии.
В 1943 году'в Чкалове открывается государственная филармония.
Эго событие, о котором так долго говорили любители музыки, было призвано коренным образом изменить ситуацию с пропагандой музыкального искусства в городе и области: "С 1 января 1943 года решением Всесоюзного комитета по делам искусств концертно-эстрадное бюро в Чкалове прсобразо-
- Київ+380960830922