Ви є тут

Поэтика тишины в отечественной музыке 70 - 90-х гг. XX века

Автор: 
Некрасова Инна Михайловна
Тип роботи: 
Дис. канд. искусствоведения
Рік: 
2005
Артикул:
172816
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.................................................... 3
Глава I. Тишина как отражение духовной и эстетической
концепции эпохи................................. 15
Глава II. Аура тишины.......................................48
Пауза-звучание...................................48
Громкостная динамика.............................65
Звук-тема. Приемы звукоизвлечения................69
Цвет тишины..................................... 74
Намеренное - случайное. О тематизме............. 79
Глава III. Имя тишины....................................... 87
Тишина и молчание............................... 88
Образы тишины в современной музыке............... 93
Глава IV. Движение тишины................................. 122
Драматургия.....................................122
О кульминациях..................................129
О кодах.........................................132
Время-пространство тишины.......................134
Заключение................................................138
Литература................................................144
Приложение................................................159
ВВЕДЕНИЕ
Все, что истинно, умеет быть тихим. В тиши созревает плод,
Листва опадает неслышно.
Снег ее покрывает немо,
Лед на озере крепнет беззвучно, Смерть приходит как сон.
Зачатие молчаливо.
Солнечный свет некриклив.
Снег уходит в почву без шума. Безмолвно пробиваются к свету травы. Распускаются почки без взрыва.
Все, что истинно, умеет быть тихим.
X. Калау
Тишина - "поступь чуда", синоним тайны, суть которой притягательна, но скрыта от человеческого постижения1. Очевидно, что тишина - это не просто физико-акустическое явление, она, подобно другим универсальным категориям, является составляющей частью философии мироустройства. Неслучайно осмысление этого загадочного феномена занимает человечество на протяжении многих веков, а многообразие его проявлений в разных видах искусства неисчерпаемо.
1 Неслучайно на латыни слова "тишина" и "тайна" имеют общую форму - Іасішт, а одно из значений слова біієпб - "посвященные в сакральное", давшие обет молчания (47, с.758).
16
пространственно-временных границ, осуществляется связь всех духовных традиций, превращая множество учений в вариации на тему Единого Учения о Едином Боге.1
Тишина, таким образом, - древнейший универсальный символ, через эзотерику которого мы приходим к пониманию единого, общемирового священного пра-языка духа, связывающего время и пространство.
В бытовом сознании тишина и молчание нередко стереотипизи-руются как знаки сферы смерти, траура, погребального обряда. Тишина здесь выступает не как свидетельство окончательной полноты, но как «истощение жизненных и материальных ресурсов, деструкции разного рода в мире человека и космосе, открытие границы между сферой жизни и сферой смерти, возникающая для социума опасность хаоса»2. В звуковом пейзаже мира,3 интерпретируемом в семиотическом аспекте, противостояние звука и тишины можно уподобить оппозиции космос -хаос, жизнь - смерть, где беззвучие связано с рядом негативных значений.4
В сфере художественного смысловое поле тишины составляет множество оттенков: здесь и благостное умиротворение, и напряженное ожидание, и погружение в сон-забытье, и романтическая греза и т.д. Исследуя смыслы тишины в искусстве, Е.В. Назайкииский замечает, что «тишина как объемный образ,...как элемент образной палитры искусства...представляет собою скорее целую вселенную, к которой нужно лишь несколько приблизиться, чтобы она перестала восприниматься как одна звезда» (115, с.216).
1 См. об этом: 173, 174.
2 Невская Л. Молчание как атрибут сферы смерти. С. 124
3 Термин «звуковой пейзаж», заимствованный у Р.Шафсра, разрабатывает в своих работах Т.Цнвьян. По определению исследователя, звуковой пейзаж-описание мира через звуки, формирование звуковой модели мира. См.: 190.
4 Семиотические характеристики звука и молчания - одна из актуальных проблем современной антропологии (см., к примеру, 101, 168).
17
Тишину можно отнести к тем вечным первообразам, которые составляют топику культуры. Подобного рода топосы или loci communes, как их нередко именуют филологи, представляют, по определению Д.Чижевского, «не жесткие формулы, но скорее лишь темы, который каждый писатель (художник, композитор, национальная культура -И.Н.) может разрабатывать по-своему, в некотором роде рамки, которые оставляют место для весьма разнообразного содержания, оправа, в которую можно заключить всевозможные конкретные украшения».1
Топос тишины, при всех изменениях, происходящих в культуре, сохраняет часть неизменных свойств, заключающих национальное своеобразие и внутреннее единство, своего рода «память культуры». Данный топос неслучайно оказался принципиально важным для русской культуры на всем ее протяжении - от средневековья до современности. Суровые природно-климатические условия, монотонный ландшафт, по мнению исследователей, веками воспитывал у жителей русской равнины пассивно-созерцательное отношение к миру, а православный, из Византии полученный аскетизм, выразился в особой устремленности к потустороннему.2 Православие перенесло на русскую почву идеи духовного подвижничества, умного делания, созерцательности. Долгое время культура Руси находилась под влиянием православной традиции, в которой сращены этическое и эстетическое начала. Наверное, именно в этой нераздельности этического и эстетического, красоты и нравственности коренятся истоки особой духовности, отличающей русское искусство. Неслучайно в русском языке существовало, как оценка высшей художественной ценности, слово «благолепие», символизирующее единство добра и красоты.
1 Cizevskiy D. Zur Stilistik der altrussischcn Literatur. Topik. Wiesbaden, 1956. S. 107. Цит.по: 27.
2 Эти качества русской ментальности отмечают, в частности, Г. Гачев (35),
В.Щукин (201).