РОССИЙСКАЯ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ
БИБЛИОТЕКА
Мк-о-оі
а
Работа выполнена в Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского
Кафедра теории музыки Научные консультанты :
ДОКТОР ИСКУССТВОВЕДЕНИЯ, ПРОФЕССОР Ю.Н. Холопов
доктор философии, профессор Матиас Билитц (Германия) Официальные оппоненты:
доктор искусствоведения, и.о. профессора Т,В. Алексеева доктор искусствоведения, ПРОФЕССОР Л.С. Дьячкова доктор исторических наук, профессор В.И. Уколова
Ведущая организация: Ура.- -пая
консерват ория им. М.П. Му
Защита состоится 1 заседании спепиализ! неученых степеней Д. С консерватории имени Б. Никитская, 13).
часов на исуждению іарственной Москва, ул.
С диссерта Московской г Чайковского Авторе^
Уч-
СП= V.
ка АК
вета,
.-~~~дения
.(оеква
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Постановка проблемы и сс актуальность. Христианская певческая культура западноевропейского Средневековья - тема, имеющая в гуманитарных науках давние традиции изучения. Благодаря фундаментальным работам В. Апеля, П. Ваг нера, Э, Веллеса, Ф. Геварта, И. Ра-астеда, Г. Риза, О. Странка, Б. Штебляйна, Э. Яммерса григорианский хорал, в литургическом пространстве которого получило рождение высокое западноевропейское искусство, стал в XX столетии школой европейского музыкознания. В различных своих аспектах он приобрел достаточно широкое освещение, что несомненно способствовало расширению спектра научных интересов.
В последние десятилетия уходящего века григорианика вновь пережила свой ренессанс. Исследования Ш. Аткинсона, Т. Бэйли, М. Билипда, К. Броккстта, М. Марковица, Л. Трейглера, М. Фогеля, Ф. Хансена, Ж. Шайе, М. Югло и многих других вскрыли новые пласты ее проблематики, выявили оригинальные подходы к интерпретации источников. Однако, несмотря на обилие материала, а, может быть, именно, из-за непрекращающихся на Западе публикаций дошедших до нас рукописных материалов при сравнительно хорошей источниковедческой изученности текстологии, терминологии, нотации и прочих отдельно взятых проблем хорала, то есть тех проблем, которые более всего касаются письменного этапа его развития, теория и практика григорианского хорала устного и полуустного этапов все еще не стали предметом всестороннего исследовшшя. И это - несмотря на то, что согласно всеобщему мнению западная музыкально -теоретическая традиция берег свое начало как раз в бесписьменный период.
Небезынтересно отметить, что известные нам сегодня научные представления о ладовой классификации репертуара и модальной системе хорала с описанием восьми октавных рядов принадлежат эпохе после XI столетия. Эго значит, что огромный временной отрезок от момента заимствования Западом в VIII столетии Октоиха из Византии : деялся в медиевистике “потерянным”. И если вообще в наше время > . шо говорил, о “темном средневековье”, то это не о государствен-или религиозной жизни, а скорее о той ладовой системе, из лоно рой вышел 1ригорианскии хорал.
Между тем, в “утерянных” современной наукой музыкально-оптических трактатах VII 1-Х столетий зафиксированы принципы ■у' р.иульного лада с его формообразующими категориями, представле-ул классификация интервалов (консонанс-диссонанс), указаны основы
- специальное рассмотрение понятийно-терминологического словаря эпохи с дифференциацией терминологии научно-теоретических руководств и “исполнительской” терминологии, которая, не требуя специальных дополнительных разъяснении, была понятна в певческой среде, но которая сейчас создает определенные трудности zum исследователя;
- анализ путей понятийно-терминологического взаимообмена теоретических систем Запада и Востока;
- введение в научный обиход терминов и понятий модальной теории переходного к письменности периода.
Метод н материал исследования. В работе применен системный метод исследования, позволяющим сочетать исторический, культурологический, эстетический и теоретический подходы к изучаемому явлению. Необходимость взглянуть на хоральную практику глазами ее современников, чтобы более или менее адекватно раннесредневско-вому миропониманию проследить путь формирования определенного образа мышления, норм и условий создания европейской научно-теоретической системы, потребовала привлечения большого количества источников, как музыкальных так и не музыкальных. Анализу подвергалась не только певческая практика и современная ей теория, но и педагогика, патриотические и философские учения, а также документы, имеющие государственное значение. Это сделало возможным выявить глубинные причины преобразований внутри самой певческой практики, проследить эволюцию классификационных представлений, установить промежуточные их этапы, рассмотреть прототипы ладовых моделей Западного Октоиха.
Наряду с изучением рукописных источников в работе были использованы лучшие на сегодняшний день критически выверенные издания теоретических текстов’.
1 Общеупотребительные тексты из собраний М.Герберта (M.Gerbert Scriptores ecclesiastici de musica sacra potissimum. - St.Blasien,1784; ND Hildesheim, 1963) и Э де Куссмакера (Coussemaker. Scriptores de musica medii aevi novam scriem - Paris, 1864 -1876) рассматривались с коррективами, внесенными новейшей текстологической и источниковедческой наукой.
Научная новизна работы определяется ее проблемами и характером их постановки. Главная из них - решение проблемы эволюции раннесредиевековой модальной системы переходной к письменности эпохи, а также тесно связанных с этой проблемой вопросов ориентации в звуковысотсюм пространстве хорала. В работе впервые указано, что рассматриваемые вопросы имеют принципиальные различия для бесписьменной и письменной эпох. И не учитывать их — значит навязывать переходной эпохе несвойственные ей штампы.
В отличие от зарубежной медиевистики, где средневековая модальность традиционно рассматривается в свете рационально организованной системы горизонтальных связей, координируемых внутри отношением 1епог-/таИ$, в данной работе наглядно показано, что в рассматриваемую эпоху, в эпоху, когда единственной опорой систематизатора был его слух, не эта конструкция, а мнемонические формулы являли собой суть мелодического лада. Поэтому говорить о паре (епог-/таЫ как о первоосновах модальной системы средневековья, по крайней мерс вплоть до эпохи сквозной письменности, бесперспективно.
К новым положениям диссертации относятся:
1. Положение о внутренней субординации интонационных формул '^ОЕАИЕ'\ “Рптит querite ге%пит ОеГ и “пеита”. Разная хронология появления этих моделей и разная форма подачи интонационного материала (односложная или двусложная) позволяют высказать мнение об их разном функциональном предписании внутри псалмодической практики VIII—XI столетий. Это предписание зависело от особенностей формообразования антифонной композиции и от времени введения в певческую практику тех или иных моделей.
2. Рассмотрение действия принципа разобщения и активизации отдельных мотивов внутри интонационного пространства мнемонических моделей.
3. Изучение композиционного значения ладовых формул в организации семантики хорала.
4. Более широкая, чем принято в западной медиевистике, трактовка понятия “ноэан", которые в работе рассматриваются в качестве цегггрального элемента формульной модальности дописьменного Октоиха.
5. Понимание “ноэан” переходной эпохи в двух качествах: общего координатора мелодического строя сдвоенной антифонной формы (А+У) и частного организатора мелодического рельефа псалмового тона (V).
- Київ+380960830922