Ви є тут

Психологические аспекты деятельности концертмейстера в музыкально-образовательной сфере инструментального исполнительства

Автор: 
Островская Елена Анатольевна
Тип роботи: 
Дис. канд. искусствоведения
Рік: 
2006
Артикул:
172734
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.............................................
ГЛАВА /. КОМПЛЕКС ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ ПИАНИСТА, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СООТВЕТСТВИЕ ПРОФЕССИИ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА
1.1. Психологический компонент деятельности концертмейстера как важнейший фактор в совершенствовании профессионального мастерства.............................
1.2. Характеристика компонентов, входящих в комплекс личностных профессионально значимых свойств (ЛПЗС) концертмейстера..........................................
1.3. Формирование комплекса ЛПЗС концертмейстера и его проекция на практическую деятельность.................
ГЛАВА II. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СПЕЦИФИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА
2.1. Формирование педагогического компонента деятельности концертмейстера и способы его практической реализации.
2.2. Особенности профессиональных взаимоотношений концертмейстера и педагога как важный фактор творческой продуктивности педагогического процесса в инструментальном классе............................................
2.3. Универсальные принципы педагогической деятельности концертмейстера в инструментальных классах............
ГЛАВА III. ПАРТНЁРСТВО КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФУНДАМЕНТ ИНСТРУМЕНТАЛЬНОГО АНСАМБЛЯ
3.1. Проблема партнёрских взаимоотношений в ансамбле с
Изменения коснулись и научно-методической литературы, посвящённой концертмейстерству, где всё чаще встречаются попытки целостного осмысления профессии, требования нового подхода к решению накопившихся проблем. Так, в работе Н.Ежовой «Встреча с единомышленником» [51] главной темой являются партнёрские взаимоотношения в ансамбле. «Мало изученными представляются психологические особенности музыкального восприятия участников камерно-вокального ансамбля, их творческих взаимоотношений в ходе репетиционной работы и на концертной эстраде» [51, 3]. Также подчёркивается практическая необходимость психологической компетентности концертмейстера, обращение к опыту зарубежной и отечественной музыкальной и прикладной психологии в целях правильного выбора специализации в соответствии с природной предрасположенностью и психодинамическими особенностями темперамента.
Усиление психологического начала в исследовании проблем концертмейстерского искусства явственно прослеживается в специальном сборнике научно-методических статей, изданных Нижегородской государственной консерваторией под редакцией Н.Лузум [70]. Поскольку концертмейстер-художник - явление ещё достаточно редкое, его воспитание должно не ограничиваться ремесленнической тренировкой профессиональных навыков, но и отражать сложные психологические стороны деятельности.
Появление научно-методических статей, рассматривающих особенности работы концертмейстера в дирижёрских классах (А.Осипова [113], О.Абрамова [2]), в отдельных инструментальных классах (Г.Брыкина [23]), говорит об актуальности освещения различных сфер деятельности, имеющих свою специфику.
Осознание необходимости комплексного подхода к обучению концертмейстерскому искусству обусловило появление новых методических пособий. К таким комплексным учебным пособиям можно отнести «Концертмейстерский класс» Е.Кубанцевой [75] и выходящий в ближайшее время репертуарный сборник «Искусство концертмейстера», подготовленный специальной кафедрой МГК им. П.Чайковского под редакцией В.Чачавы, который является и автором вступительной статьи [168]. Говоря о воспитании концермейстеров как музыкантов-художников и подчёркивая, что исполнение в ансамбле - неделимый процесс, проблема «неделимости» как проблема взаимодействия решается исключительно воспитанием специфических для профессии исполнительских и педагогических навыков, без упоминания об особых психологических моментах. Это упущение не следует считать недостатком в контексте исполнительской направленности данного сборника. Своей многолетней концертной деятельностью В.Чачава продемонстрировал высочайший уровень концертмейстерского мастерства. Во вступлении к книге Д.Мура он пишет, что «умение “мгновенно“ читать с листа ещё не делает артиста» [105, 5], и никакие природные данные и владение мастерством не заменят художественного воображения, детской свежести восприятия и непререкаемой веры в вымысел. Рисуя облик Д.Мура,
В.Чачава выделяет те человеческие качества, которыми должен обладать настоящий концертмейстер: «этот человек воспринимает жизнь как истинный артист, не только подмечая малейшие чёрточки поведения людей (в том числе видя и себя как бы со стороны), но и схватывая на лету глубинную суть мимолётного события» [105, 8].
В книге Е.Кубанцевой, где анализируется содержание и структура концертмейстерской деятельности, психологический аспект в соответствии с концепцией гармоничного развития профессиональных навыков