Ви є тут

Высокая месса И. С. Баха в свете диалога культур

Автор: 
Терентьева Светлана Викторовна
Тип роботи: 
кандидатская
Рік: 
1998
Кількість сторінок: 
250
Артикул:
1000212642
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение...................................................3
Глава 1. ДЕИЗМ КАК ФИЛОСОФСКО-РЕЛИГИОЗНАЯ КОНЦЕПЦИЯ...................................................14
1. Деизм в немецкой культуре XVI - XVII вв.
(Эразм, Лютер, Лейбниц).....................................15
2. Деизм с позиции диалога культур:
(диалог актуализированный, мнимый и полилог)................44
Глава 2. КОМПОЗИЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ФОРМЕ
1. Композиционная логика актуализированного диалога.....55
2. Композиционная логика мнимого диалога................69
3. Композиционная логика полилога.......................89
Глава 3. ИНТОНАЦИОННО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
МЕССЫ.......................................................96
1. Интонационно-тематическая специфика актуализированного диалога.............................................96
2. Интонационно-тематическая специфика мнимого диалога 114
3. Интонационно-тематическая специфика полилога........128
Глава 4. ТОНАЛЬНАЯ ДРАМАТУРГИЯ МЕССЫ В ЕЕ СВЯЗЯХ
С СИМВОЛИКОЙ...............................................142
1. Тональная символика актуализированного диалога......144
2. Тональная символика мнимого диалога ................175
Заключение...............................................183
Графические и нотные схемы...............................187
Нотные примеры...........................................208
Литература...............................................237
3
ВВЕДЕНИЕ
Развитие современной музыковедческой мысли заставляет вновь обращаться ко многим, казалось бы, хорошо известным явлениям музыкальной истории, находя при этом новый ракурс освещения, нередко пересматривая уже устоявшиеся оценки этих явлений. В мировом музыкознании отчетливо просматривается тенденция, отражающая закономерно возросший интерес к тем именам и произведениям зарубежной музыки, которые оказались на стыке рубежа ХУН-ХУШ веков. Наш современный кругозор заставляет оценивать эту смену вех несколько по-иному, чем осмысливали ее сами ровесники.
Широкий исторический кругозор, открываемый XX веком, позволяет в новом свете поднять проблемы творчества И.С. Баха — композитора, не вписывающегося в рамки одной стилевой системы. Современное состояние музыкознания, обогащенное достижениями в области культурологии, текстологии, семиотики, лингвистики, дает возможность по-новому посмотреть на извечно глобальную проблему историко-стилевой принадлежности И.С. Баха и вытекающий из нее вопрос конфессиональной ориентации «Высокой мессы». В этом и заключается актуальность данного исследования.
По проблематике творчества И.С. Баха существует большой массив литературы, который можно распределить по четырем группам. К первой группе относятся исследования по музыкальным формам Баха в их исторической обусловленности и перспективности, ладо-гармоническим и полифоническим особенностям музыкального языка его сочинений. Среди авторов выделяются В. Бобровский, С. Богатырев, Л. Бутир, Т. Генова, Ю. Евдокимова, Б. Кац, А. Милка, В. Протопопов, И. Пясковский, С. Скребков,
О. Цирикус, В. Цуккерман, А. Чугаев, Е. Шкарина, М. Этингер. Во вторую включаются работы по вопросам исполнительства и интерпретации сочинений И.С. Баха. Центральными здесь полагаются работы В. Балашова,
24
лику. С одной стороны, такая точка перехода является точкой взаимоспле-тения и связана с Венерой, а точнее, с символом божественной любви. С другой стороны, она является точкой переключения на иной, более высший уровень подсознания человека, где она уже достигает своей цели через полное раскрытие в себе бога. Символически, эта высшая точка есть та же «Сумма всего», но на более конкретном, то есть на видимом уровне.
Обратимся вновь к Е.П. Блаватской: «Солнце определяется как мир, как светящаяся сфера, позади которой находится настоящее Солнце и видимое Солнце только отражение его настоящего, его оболочка» (14, 299). Таким образом, человек, будучи «резервуаром энергии» микрокосма, «самоза-рождает» в себе бога. Видимый же человек, по типу видимого Солнца, есть лишь «прорубленное отверстие», «окно», а еще точнее, «экран», через который без искажения видна его внутренняя сущность, процесс развития. Поскольку врожденное религиозное чувство есть основание, «корень» человеческого сознания, то мы можем рассматривать его как невидимую часть «озарения разума». Стержень человеческого сознания является, таким образом, «проводником» всех производимых процессов, связанных с достижением конечных целей желаемых результатов. Процесс «просветления» человеческого разума совершается посредством отражения источника высшего разума в точке его конечного проявления. Так, в течение прожитой жизни происходит «откристаллизовывание» основных элементов человеческого сознания. Такое переосмысление основных свойств человеческого сознания до доведения их на высший уровень разума подтверждает идею замыкания человека на себе, а еще точнее, на развитии в себе врожденного религиозного чувства, в конечном итоге перерастающего в критерий истинности, жизнеспособности естественной религии. Иными словами, мы пришли через раскрытие бога в человеке, как отражения в зеркале самого человека, к идее зеркальной конструкции формулы естественной религии.
Как же соотносится выстроенная нами формула естественной религии
25
с понятием деизма? Казалось бы, ответ очевиден — как причина к следствию. Но предположение о прямом, точном перенесении религиозной модели мира из естественной религии в деистическую систему следует признать явно упрощенным. Ведь сам деизм, так же как и естественная религия, приобретал различные качественные преобразования, зависящие от условий, в которых он получал свое развитие. Обращаясь к деизму в Англии и Германии, проследим их взаимоотношения между собой и их связь с естественной религией.
Первым деистом принято считать английского философа Эдуарда Герберта, лорда Чербери (1581 — 1648), известного исследователям, прежде всего, по своей работе 1624 года — «Трактату об истине». Попробуем «от-почковать» из данного сочинения ряд вопросов, которые интересуют нас с позиции их ценностной установки. «Церковные раздоры, борьба различных сект между собою привели Герберта к постановке вопроса, что есть истинного в религии и в религиях?» (27,106). Именно так, что есть истинного, а не истинны ли религии вообще. Подобная постановка вопроса предрешала ответ, так как исходила из положения, что в религии скрывается истина, лишь затемненная духовенством. «Истинная религия, очищенная от всего наносного и временного, должна объединить человечество, связать его враждующие части в неразрывный союз», — читаем мы в «Трактате об истине» Герберта Чербери (27,106). Английский философ действительно утверждал идею введения в сферу религиозного сознания общих понятий, с которыми были бы согласны все вероучения. Это было необходимо мыслителю, прежде всего, для решения глобальной для него проблемы: выхода из «запятнанных» религий в «истинную католическую религию»* с целью очищения религиозного сознания от всех «извращений» и «наслоений». «Единой и всеобщей истины, — говорил Г. Чербери, — может быть, и не
* Определение «истинная католическая религия» дано Г. Чербери.