Ви є тут

Числовые тайны музыки Софии Губайдулиной

Автор: 
Ценова Валерия Стефановна
Тип роботи: 
докторская
Рік: 
2000
Кількість сторінок: 
225
Артикул:
1000302412
179 грн
Додати в кошик

Вміст

С одер ж а и н е
Введение............................................................ 4
Глава I. Творчество С. Губайдулиной: время — ритм — символика
1. О творческом методе С. Губайдулиной. Роль символики............ 9
2. К проблеме эстетики числовых структур в музыке................. 12
3. Три дерева I убайдулиной....................................... >5
4. «Материю освободить, а форме дать закон»....................... 18
5. Некоторые ритмоформы........................................... 22
❖ Логогриф................................................. 23
❖ Ритм и цвет.............................................. 27
Глава п. К числовой эстетике: ряд Фибоначчи
1. Принцип Фибоначчи: три ряда пропорций.......................... 32
•> Терминология............................................. 33
Основной ряд и его варианты............................ 33
Производные ряды: ряд Люка и
Евангельские числа. «Баховский ряд».................... 34
❖ Свойства ряда............................................ 37
2. Числа Фибоначчи в музыке....................................... 41
•> Музыкально-исторический экскурс.......................... 43
❖ Числа Фибоначчи в XX веке................................ 4^
3. Числа Фибоначчи у Губайдулиной................................. ^
❖ Значения................................................ 5<>
❖ Сочинения до 1993: восхождение к идее.................... 61
❖ Новые идеи 90-х годов: числовой сюжет.................... 73
Глава III. аналитические этюды
Этюд первый: «...Сегодня утром, перед самым пробуждением...» 78
Этюд второй: «Размышления о хорале И. С. Баха».................... 106
Этюд третий: Квартет № 4.......................................... 140
Эпод четвертий: Другие сочинения.................................... |6'
❖ «Теперь всегда снега»......................................
❖ «Танцовщик на канате»....................................... »78
❖ «В ТСНИ ПОД ДеревОМ»........................................ 182
❖ Музыка жест ов.............................................. !84
«Числовой сюжет» Губайдулиной как художественная тема.............. 19<|
Дополнение: Заметки об исполнении................................... 193
Муэткша м»мейОКШ1 и музыка: Заключение................................. 198
1. Ритмическая концепция С. Губайдулиной...........................
2. Системат ика ритмических рядов................................... 202
3. Некоторые философские аспекты.................................... 207
4. СосісНа.......................................................... 200
Источники и литература................................................ 21(1
Приложение: копии эскизов С. Губайдулиной.............................. 219
Список иллюстраций..................................................... 223
1 Іроизведсння С. Губайдулиной, упоминаемые в работе................... 225
21
фактически совпадают с лосевскими: построение качественной симметрии чисел, нарушенная симмет рия и золотое сечение31.
Поворот ным для Губайдулииой стал 1984 год, когда она, по собственному выражению, приняла для себя решение, сформулированное сю так: «материю я хочу освободить, а форме дать закон»32.
Закон —ЭТО ритм, выраженный числом. Он имеет объективное числовое выражение это бесстрастные, «данные свыше», числа и образованные ими пропорции. Опираясь на этот объективный закон и «освободив материал», то есть отдав его интуиции и фантазии, композитор путем долгой и рутинной работы пытается добиться «встречи числа и звука», когда число вдруг начинает звучать или, наоборот, музыкальные идеи проецируются на математическую формулу.
Начиная от произведения со знаменательным названием «В начале был ритм», Губайдулина стала творчески и разнообразно работать в области ритма формы. В результате с середины 80-х годов и вплоть до настоящего времени у Губайдулииой нет ни одной композиции без какой-либо числовой идеи, развитой в той или иной степени. Создание сочинения она сравнивает с решением задачи: «С тех пор (с 1984 года — В Ц.) я пишу по существу “этюды”: каждое сочинение еще одно решение задачи»33. В данном случае слово «задача» явно имеет двойной смысл. В чисто математическом значении
это формулы, расчеты, которые Губайдулина выполняет предельно тщательно. Она сама говорит, что форму «вычисляет» и что для этого «в ы ч и с л е и и я ф о р м ы» необходима большая предварительная работа34. Но задача также и в том, чтобы «пережить переход числа в звук, звучание почувствовать как игру пропорций».
11 Мар утаек М. Гармония как закономерность природы И И. Ш. Шевелев. М. А. Марутасв, И. II. Шмелев. Золотое сечение. — М., 1990.
и Губайдулина С. «Дано» и «задано». С. 2.
»Там же.
»Там же. — С. 3.
22
пока не получится эстетически «приемлемый музыкальный результат»і5.
5. Некоторые рнтмоформы
Среди многоразличных по характеру ритмо-формо-композииион-ньгх «задач» Губайдулиной можно найти несколько типов, связанных с определенными видами пропорций (отношениями частей целого между собой и с целым), действие которых способно сплотить единым принципом части произведения на разных масштабных уровнях. Некоторые из них окажутся нам весьма знакомыми, другие
возобновят давно забытые идеи. Общее у всех них то. что они становятся в построении произведения на место метроритмических структур, идущих от классико-романтических форм.
Особо значимым законом музыкальной формы, сс фундаментом, в большинстве сочинений Губайдулиной с начала 80-х годов становятся пропорции ряда Фибоначчи, а в композициях 90-х годов помимо чисел Фибоначчи в сс музыке появляются и другие ряды (соответственно другие пропорции), в частности — так называемый ' ряд Люка. Временные структуры, основанные на этих рядах, для Губайдулиной имеют принципиальное значение. Проблема эта настолько обширна, что ей посвящена вся вторая глава нашей работы. Однако до того как перейти к рассмотрению важнейшей области композиции Губайдулиной. связанной с именем Фибоначчи, кратко остановимся на двух примерах, в которых ритм формы обходится без ЭТИХ пропорций. Первое сочинение (Скрипичный концерт) написано в 1980 году еще до принятия Губайдулиной решения о «законе формы», второе («Аллилуйя») — в 1990 і оду. в конце первого фнбо-наччисвского десятилет ия. Композиционные решения произведений основаны на разных принципах. Объединяет их то, что зти припци-
и Там же. — С. 2. Более подробно принципы решения некоторых губайду-линских «задач» будут рассмотрены в третьей главе диссертации.