Ви є тут

Струнные квартеты А.К. Глазунова : к проблеме текстологического изучения творческого наследия композитора

Автор: 
Грищенко Евгений Валерьевич
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2011
Артикул:
302240
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.......................................................... 3
Глава 1. Жанр струнного квартета в творчестве А. К. Глазунова.. 18
1.1. История создания струнных квартетов....................... 18
1.2. Особенности идейно-концепционного содержания струнных квартетов................................................ 26
1.3. Особенности структуры квартетных циклов и трактовки отдельных частей......................................... 36
1.4. Особенности тональных планов струнных квартетов........... 45
1.5. Мелодика, тематизм струнных квартетов..................... 48
1.6. Особенности развития тематизма и ансамблевого письма 61
1.7. Эволюция жанра струйного квартета в творчестве I лазунова... 68 Глава 2. Рукописи струйных квартетов................................ 81
2.1. Общая характеристика и типология квартетных рукописей Глазунова................................................ 81
2.2. Текстологический анализ квартетных рукописей............... 110
Глава 3. Метод работы композитора над струнными квартетами. 135
3.1. Методы изучения творческого процесса Глазунова
(по рукописям струнных квартетов)........................... 135
3.2. Процесс работы над квартетным циклом....................... 138
3.3 Работа над частями квартетов................................ 143
3.4. Работа над тематизмом...................................... 154
3.5. Работа над ансамблем...................................... 170
Заключение........................................................ 181
Литература......................................................... 188
Список рукописных источников...................................... 199
ВВЕДЕНИЕ
Выдающийся русский композитор Александр Константинович Глазунов занимает особое место в истории отечественной музыки. Его жизнь и творчество пришлись на поворотный исторический период, оказались на перекрестке художественных и музыкальных традиций. Композитор был воспитан в яркой самобытной музыкальной среде Петербурга второй половины XIX века. По мнению А. В. Оссовского, Глазунов принадлежит к числу классиков^ он «талантливейший глава второго поколения Могучей кучки» [67, с. 363]. Вместе с тем, исторически Глазунов оказался, - по словам М. К. Михайлова, — завершителем определенного музыкально-эстетического и стилевого этапа русской музыки [60, с. 30].
Высокохудожественное и разнообразное по жанрам наследие Глазунова и сегодня нуждается во внимательном прочтении, требует тщательнейшего изучения и осмысления. В связи с этим пророческое звучание приобретают слова Б. В. Асафьева из статьи о «Царе Иудейском» Глазунова: «Возможно, что идущие нам вслед поколения найдут более беспристрастную оценку Глазунова, его личность и сочинения станут для них окончательно выяснившимися, определится его значение и место в ряду русских композиторов, но тогда он уже будет для них "классик"» [6, с. 59]. И действительно^ время расставляет новые акценты, более отчетливой становится художественная картина рубежа XIX и XX веков, в которой проясняется реально высокое значение Глазунова. Он стал последним представителем русской классической «корсаковской» школы. В начале XX века, когда это искусство уступало место новому, именно фигура композитора Глазунова высгупает на передний план музыкальной жизни Петербурга. В его лице традиции петербургской музыкальной классики соприкоснулись с творчеством П. И. Чайковского и С. И. Танеева, отчасти и с пестрым музыкальным миром нарождающегося модерна.
19
И. Вейкманом, А. Вержбиловичем. Премьера прошла успешно: «автора вызывали дважды. Рубинштейн, взяв его за руку, показал ему путь на эстраду», — вспоминал В. М. Беляев [13, с. 37-38].
В публикациях о ранних квартетах сохранилось немало высказываний современников, друзей композитора и исследователей его творчества. Первый квартет Глазунова отмечается как талантливое и в то же время не достаточно мастерское сочинение. Кюи в рецензии на премьерное исполнение квартета в собрании Русского музыкального общества подчеркивает зрелость и мастерство 17-летнего композитора, хотя и делает ряд критических замечаний. Так он советует начинающему автору стремиться к большей простоте и менее увлекаться музыкальными пряностями, «к которым, судя по квартету, он чувствует излишнее, может быть, влечение» [54, с. 1].
Известен отзыв Чайковского после просмотра им партитуры квартета в 1883 году. В письме к брату Модесту он пишет: «Я. купил в Киеве квартет
А. Глазунова и приятно удивлен им. Несмотря на подражание Корсакову, на несносную манеру вместо развития мысли ограничиваться бесчисленным повторением ее на тысячу ладов, несмотря на пренебрежение к мелодии и исключительную погоню за гармоническими курьезами, виден значительный талант. Форма до того гладкая, что я изумлен и подозреваю, что учитель помогал» [106, с. 603]. В статье «Мое знакомство с Чайковским» Глазунов упоминает об этом событии и уточняет: «Чуть ли не в первый вечер нашего знакомства Петр Ильич сказал мне, что он просматривал мой первый струнный квартет, только что напечатанный, в котором один эпизод в третьей части так понравился ему, что он несколько тактов переписал в свою записную книжку» [27, с. 466].
М. П. Беляев с восторгом встретил Первый квартет. Композитор вспоминает об этом в своей статье «Памяти Митрофана Петровича Беляева»: «Его [Беляева - Е. Г.] любимый род музыки был смычковый ансамбль, и когда я весной 1882 года кончил мой первый квартет, он тотчас же попросил
20
у меня разрешения его переписать, а впоследствии сделал себе четырехручное переложение для фортепиано» [29, с. 486].
Второй квартет написан в 1883—1884 годах, он посвящен
М. П. Беляеву, сближение Глазунова с которым происходит в то время, и
преподнесен ему в день именин. «В знак своего восхищения перед
обаятельной личностью моего покровителя — восхищения, связанного с
чувством глубокой признательности, я посвятил ему мой второй квартет...»,
*
— вспоминает композитор [29, 487].
Квартет был впервые исполнен в доме Беляева, а затем, 8 декабря 1884 года, в квартетном собрании РМО JI. Ауэром, И. Пиккелем, И. Вейкманом, К. Давыдовым. По - свидетельствам тех, кто слушал исполнение, квартет не имел особенного успеха [см.: 13, с. 88—89].
Второй квартет как в оценках современников, так и позже, получил противоречивые характеристики, хотя в некоторых из них отмечался творческий рост Глазунова в жанре квартета. Так, Кюи в рецензии на первое исполнение называет новое произведение превосходным, хотя снова находит ряд недостатков: «Разработка его, основанная преимущественно на коротких фразах, несколько однообразна и страдает отсутствием кульминационных пунктов <_>. Инструментовка квартета, за исключением Adagio, несколько бледная» [55, стлб. 1881]. М. А. Ганина отмечает: «Второй квартет столь же характерен для раннего творчества Глазунова, как и Первый, хотя и отличается большей зрелостью камерно-инструментального письма» [23, с. 48]. JL Н. Раабен считает, что «сочинение его [Второго квартета - Е. Г] давалось Глазунову с трудом, может быть, потому, что он поставил перед собой более сложные, чем в предыдущем квартете, задачи в смысле инструментовки и голосоведения» [76, с. 257].
Третий квартет сочинялся с апреля 1886 по ноябрь 1888 годов. Именно он был включен в программу вечера 11 декабря 1891 года, с которого начались знаменитые Русские квартетные вечера Беляева.