ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение..................................................................3
Глава 1. Контекст обрядовой музыки манен...................................39
Раздел 1. Жанровая система музыкального фольклора. Фоноинструменты 39
Категория эрыг......................................................40
Система вокальных жанров............................................42
Необрядовые вокальные жанры.........................................44
Фоноинструменты.....................................................50
Раздел 2. Музыка в обрядовой практике манен................................62
Предварительные замечания...........................................62
Шаманство...........................................................63
Жерл венные церемонии .............................................73
Другие обряды.......................................................77
Глава II. Медвежий праздник: события, жанры, формы интонирования 80
Общая характеристика медвежьего праздника...........................81
Сценарный конспект обряда: события, жанровый состав, интонационные
феномены.................................................................................................................87
Выводы..............................................................107
Глава III. Принципы организации обрядовых мелодий.......................... 111
Раздел 1. Вокальная музыка.................................................112
Предварительные замечания...........................................112
Музыкальная стилистика напевов...........................................................................................114
Выводы..............................................................135
Раздел 2. Инструментальная музыка..........................................137
Предварительные замечания .........................................137
Музыкальная стилистика наигрышей....................................141
Выводы.............................................................. 151
Примеры к главе III.................................................154
Заключение................................................................158
Литература........................:........................................164
Сокращения................................................................182
Приложения................................................................183
Приложение I. Музыкально-этнографические экспедиции.................184
11риложение II. Носители фольклора..................................185
Приложение III. Краткий словарь фольклорной лексики манси...........18“
Нотное приложение...................................................189
Список нотных примеров..........................................190
Условные обозначения............................................193
Нотные образцы..................................................195
ВВЕДЕНИЕ
В начале XX века известный венгерский ученый, исследователь фольклора манси Бернат Мункачи писал: «... уже целое поколение, а именно болсс тридцати лет прошло с тех пор, как я приступил к изучению мифологии и религии вогулов-остяков, но даже в столь узкой области я не смог достичь конечного результата...» [168, с.5].
Автор диссертации, изучая традиционную музыку манси более десяти лет, также не претендует на полное и всестороннее освещение темы. Написание настоящего исследования нужно считать скорее предварительным итогом, создающим условия для дальнейших научных поисков.
В качестве предмета исследования нами избрана обрядовая музыка манси, и это не случайно. Обрядовые жанры занимают приоритетную, доминирующую позицию в системе мансийского музыкального фольклора и в то же время являются частью этой системы, изоморфной целому. Поэтому рассмотрение обрядовой музыки в контекстном, функциональном и структурном аспектах позволяет приблизиться к пониманию всего комплекса традиционного музыкального фольклора манси.
25
наигрышей от студента М. Гандыбина, часть которых была исполнена как сопровождение к танцам, показанным другим студентом - И. Сайнаховым. Этот материал нашел отражение в публикациях через несколько десятков лет: Гиппиус написал несколько небольших статей о мансийской инструментальной музыке (в основном, тезисов выступлений на конференциях) [36-38; 157], самая крупная из которых, опубликованная в 1988г., является резюмирующей [38]'. Лейтмотивом работы является идея о синкретичности танца, изображающего какого-нибудь зверя, и соответствующего наигрыша, составляющих «программно-
изобразительный комплекс», в котором «каждая мелодическая или ритмическая формула является определенным семантическим знаком» [38, с. 172]. Как считает Гиппиус, те наигрыши, «у которых ритм музыки и пляски строго синхронно натуралистически воспроизводит ритм движений животных (медведя, волка, лисицы, зайца) и птиц (сороки, журавля, филина, косачей и широконосок и т.д.)», относятся к роду «конических знаков; наигрыши же, сопровождающие мужские и женские пляски, пляски предков родов, являются символическим знаками (38. с. 175]. Это положение, как нам кажется, довольно спорно, - хотя бы потому, что трудно найти критерий, по которому можно было бы определить, насколько натуралистично передается ритм движений животного.
Статья Н.М. Владыкиной-Бачинской [27] основана на единственной записи, сделанной сю на оленеводческой олимпиаде в 1938 г. - песне-сказке «Богатырь Кедровое ядрышко», фрагмент которой приводится в работе. В аналитической части сопоставляются два типа «мотивов» -«речитативного характера» и заключительные, с определенной
1 Сначала было опубликовано 5 наигрышей [157], затем еще 7 [38].
26
ритмоформулой, сравниваются данный образец и близкий ему пример из сборника Вяйзянена [27, с.486].
Учитывая позднее опубликование работ Гиппиуса и Влалмкиной-Бачинской, можно сказать, что первооткрывателем мансийской культуры для отечественного музыкознания стал И.А. Богданов (Бродский), который в 60-70-е голы совершал экспедиции ко многим сибирским и дальневосточным народам. Его мансийские материалы нашли отражение в нескольких кратких публикациях [21-24], среди которых стоит отметить отчет об экспедиции 1975 г. [24], в ходе которой выявлены личные (именные) песни, песни медведя, наличие некоторых музыкальных инструментов. Этому исследователю принадлежит также статья о хантыйской и мансийской музыке в «Музыкальной энциклопедии» [23], где приводится жанровая система, перечисляются музыкальные инструменты. Среди характерных особенностей стиля мансийской музыки называются наличие диатонических и пентатонных ладов, а также метроритмическая квадратность. Упомянутые публикации, несомненно, значимы для музыкального угроведения, однако, как выяснилось в дальнейшем, терминологические определения в них не всегда точны, а выводы о музыкальной стилистике весьма приблизительны.
Следует упомянуть и статью А.М. Айзенштадта [3], также занимавшегося изучением музыки коренных народов Сибири. Работа, посвященная выявлению сходства музыки обских угров с другими культурами, основывается на записанных автором песнях хантов и манси. В статье опубликованы два образца мансийского фольклора, оба - без подстрочного текста. Выполненный с общемузыковедческих позиций анализ данных образцов вряд ли является убедительным аргументом при построении гипотез о музыкальных связях обских угров с другими народами.
- Київ+380960830922