Ви є тут

Слово и музыка в песнях Франца Шуберта: опыт образно-смысловой интерпретации

Автор: 
Пилипенко Нина Владимировна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2002
Артикул:
270653
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.............................................................. 3
ЧАСТЬ I. Песни Шуберта: романтические мотивы в поэзии и музыке ( лава 1. Поэзия песен Шуберта: литературный и эстетический контекст 18
Глава II. Музыкальные топосы в песнях Шуберта..................... 57
ЧАСТЬ И. Развертывание музыкально-поэтического сюжета в циклах
Глава III. "Прекрасная мельничиха"................................ 114
Глава IV. "Зимний путь"............................................ 156
ЗАКЛЮЧЕНИЕ .......................................................... 198
Библиография......................................................... 204
Приложения........................................................... 229
Приложение 1........................................................ 230
Приложение 2........................................................ 234
Приложение 3........................................................ 235
Приложение 4........................................................ 239
Приложение 5........................................................ 250
Приложение 6........................................................ 270
Приложение 7........................................................ 288
ВВЕДЕНИЕ
Размышляя о романтической эпохе, A.B.Михайлов назвал XIX век, "который казался и кажется столь близким и понятным, <...> одним из самых загадочных веков новейшей истории"1. Таким же близким, понятным и все же неразрешимо загадочным представляется нам и музыкальный романтизм, одно из важнейших явлений искусства этого столетия.
Досконально изученным кажется и творчество отдельных авторов, и романтический стиль в целом. Многообразны ракурсы исследований (жизнь и творчество, стиль, эстетика, музыкальный язык, особенности тсмо- и формообразования). В этом контексте образная сторона романтической музыки также кажется уже хорошо изученной, о ней идет речь, практически, в каждом исследовании, посвященном романтизму. Но проблемы романтической образности все же далеки от своего разрешения.
В полной мере это относится и к творчеству Франца Шуберта (1797-1828). Стоящий у истоков музыкального романтизма, он по праву может считаться ключевой фигурой эпохи. Именно в его творчестве произошли те качественные сдвиги, которые определили отличия нового романтического стиля от всего предшествующего - в области образности, в композиционном мышлении, в сферах мелодики, гармонии, фактуры. В музыке Шуберта найдены многие из тех "новых слов и образов", о которых с энтузиазмом пишет Гейне в статье "Романтика"2, в его песнях романтизм обрел, наконец, "музыкальный тон для каждого образа, и образ для каждого музыкальною тона"', - то, что Новалис считал первоочередной задачей искусства. Смысловая интерпретация творчества Шуберта позволяет глубже осознать суть романтического мироощущения в целом, приблизиться к пониманию образного мира романтической музыки.
В музыковедении возникла парадоксальная ситуация: хотя при разборе конкретного музыкального произведения, принадлежащего к романтическому стилю, всегда учитывается его образная сторона, эти наблюдения остаются раз-
1 Михайлов А. Поворачивая взгляд нашего слуха // А. В.Михайлов Языки культуры. Риторика и история искусств. Ключевые слова культуры. Самоосмысяение гуманитарной науки. М., 1991. С. 853-870. с. 854.
" Гейне Г. Романтика //Литературные манифесты западноевропейских романтиков, М.: 1980. С. 228-230, с. 229.
1 Новачис Фрагменты. //Литературные манифесты западноевропейских романтиков, цит. изд. С.
94-107, с. 98.
Глава 1. Поэзия песен Шуберта: литературный и эстетический контекст 32
Образный строй 11 стихотворений Иоганна Габриэля Зайдля (1804-1875), положенных им на музыку, в целом близок к настроениям того направления позднеромантической литературы, которое без особого напряжения переходит в бидермайер. Подобно многим эпигонам романтизма, Зайдль в большинстве своих стихотворений оперирует готовыми романтическими клише, активно разрабатывая такие темы, как томление или странствие46. Хотя в его творчестве встречаются и зарисовки в народном духе47. В русле позднеромантических устремлений находится и поэзия Карла Готфрида фон Ляйтнера (1800-1890). Песни на его стихи, такие, как "Порыв в даль" (770) и "Крестовый поход" (932), пронизаны романтическими мотивами странствия и тоски по далекому и неведомому.
В поэтическом творчестве друзей композитора, в большинстве своем поэтов-любителей, нередко находят отражение образы и мотивы из стихотворений профессиональных поэтов, в свое время положенных на музыку Шубертом. Иногда это почти мгновенный отклик на понравившуюся песню как "Юноша и смерть" Шпауна (от песни "Девушка и смерть" ее отделяет не больше месяца48), в других случаях песню и аллюзию на нее могут разделять несколько лет49. Однако преемственность музыкальных образов наблюдается практически всегда. Вместе с тем изначальный поэтический образ служит для друзей композитора обычно только толчком для фантазии.
Из стихотворных опытов ближайших друзей Шуберта наибольшее число в его песенном наследии составляют тексты Франца Шобера (12 песен) и Франца Брухмана (5 песен).
В поэзии Франца фон Шобера (1796-1882) - как и Майрхофер, прекрасно образованного и весьма утонченного молодого человека - можно найти явные следы романтических веяний тех лет. Это и неудивительно, если вспомнить, что как раз в его доме устраивались чтения, где звучали произведения Тика, Ф.Шлегеля и других романтиков. Более того, по мнению
В.Дюрра, именно дружба с Шобером сыграла решающую роль в том повороте к романтической поэзии, который произошел в творчестве Шуберта в 1818-1822 гг. Характерно, что среди поэтических мотивов в песнях на стихи
46 "Томление" (879), "Странник луне" (870) и др.
47 "Различие" (866/1) и "Мужчины гадки" (866/3),
,ад "Девушка и смерть" (531) была написана в феврале 1817, "Юноша и смерть" (545) - в марте того же года
40 "Кладокопатсль" (256, ГСте, 1815) и "Желание кладокопателя" (761, Шобер, 1822).
Глава I.JI(f)3u^neceH Шуберта: литературный и эстетический контекст 33
Шобера можно найти не только темы странствия и несчастной любви, но и ставший символическим для романтизма (начиная с Новалиса) образ голубого цветка50.
Через увлечение романтическими идеями, хотя и в несколько ином ключе (скорее в духе язычества и пантеизма), прошел и Франц Сераф фон Брухман (1798-1867), школьный товарищ Шуберта и участник "шубертиад". Из его стихотворений сохранились только те, что были положены композитором на музыку. Образы античной и древнегерманской мифологии соседствуют в них с любовной тематикой и пантеистическими мотивами.
Завершая обзор поэтического творчества авторов, входивших в окружение композитора, необходимо упомянуть барона Франца фон Шлехту (1796-1875), поэта-любителя и горячего поклонника Шуберта. Композитор положил на музыку 7 его стихотворений51, тематика которых типична для шубертовского круга: темы любви ("Отражение", 639), смерти ("На кладбище", 151, "Напев могильщика", 869), проблема художник-действительность ("Имущество певца"52, 832).
Иноязычная поэзия представлена в творчестве Шуберта песнями на стихи итальянских (Метастазио, Петрарка, Витторелли, Гольдони) и английских (Шекспира, Попа, Макферсона, Вальтера Скотта и др.) поэтов.
Наиболее ранними по времени являются арии, написанные на тексты знаменитого итальянского либреттиста Пьетро Метастазио (1698-1782). Это, большей частью, ученические опыты Шуберта, созданные под руководством Антонио Сальери в 1812-13 гг. Школа итальянского бельканто, по мнению современников и исследователей, серьезно повлияла на последующий стиль композитора, сплавивший воедино "немецкую манеру" и "итальянскую плавность"53. К текстам Метастазио (как и других итальянских авторов) композитор обращался и в более зрелом возрасте, в том числе незадолго до смерги, в 1827 году.
Достаточно рано попали в поле зрения Шуберта и "Песни Оссиана", гениальная мистификация, принадлежащая перу Джеймса Макферсона (1736-1796). В 1760 г. скромный шотландский учитель опубликовал свой
50 Например, в песнях "Незабудка" (792) или "Весной у ручья" (361).
5 первое ("На кладбище", 151) - в 1815 г., последнее ("Напев рыбака", 881) - в 1826
s2 Ср. Брухман "Рассерженный бард" (785).
■ ' Johnson G. Schubert and the Theatre // The Hyperion Schubert Edition: A Series of Compact Discs Containing all of Schubert's Songs, Volume 9. London. 1989, c. 5.