Ви є тут

Рукописное наследие С.В. Смоленского, проблемы и задачи целостного анализа

Автор: 
Кабанова Надежда Ивановна
Тип роботи: 
кандидатская
Рік: 
2005
Кількість сторінок: 
199
Артикул:
133908
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
Стр.
.Введение.............................................................2
Глава I. Архив С.В.Смоленского........................................№
1. История личного архива Смоленского............................. ЛЬ
2. Автографы научных трудов и публицистических материалов...........39
3. Нотные и фотографические коллекции Смоленского в
РГИА.............................................................Н>%
4 Материалы служебной и общественной деятельности...................чЬ
5 Переписка.........................................................49
6 Примечания к главе 1..............................................53
Глава 2. Мемуарно-дневниковые рукописи...............................59
1. Дневники..........................................................61
2. Воспоминания.................................................... 78
3. Примечания к главе 2..............................................96
Глава 3. Эпистолярное наследие на примере переписки С. В. Смоленского с
С. А. Рачинским казанского периода
100
Примечания к главе 3 х.............................................16ё
Библиография -/&()
Приложения { ?9
Введение
Для исторического развития духовной культуры человечества — в частности для эволюции как науки, так и искусства — весьма характерны случаи, когда наследие выдающегося ученого или художника в широком смысле этого слова после его смерти само становится важным объектом научного изучения и творческого осмысления. Подобная тенденция вполне закономерна, поскольку высказанные такими людьми идеи, равно как и основанные ими направления не теряют своей привлекательности и актуальности на протяжении очень длительного времени, побуждая все новые и новые поколения последователей идти по дорогам, обозначенным или даже проложенным их прозорливым предшественником.
Именно к такого рода духовным сокровищам принадлежит архив Степана Васильевича Смоленского (1848—1909) — крупнейшего
исследователя русского церковного пения, церковного композитора и педагога со своей системой обучения музыкантов, профессора Московской консерватории, директора Синодального хора и Синодального училища, затем управляющего Придворной певческой капеллой и руководителя созданного им в Санкт-Петербурге Регентского училища. Смоленский был наиболее авторитетным из числа организаторов регентских съездов, одним из основателей и главным куратором журнала “Хоровое и регентское дело”, а также инициатором Исторических хоровых концертов, получивших в эпоху Серебряного века распространение по всей Российской империи, а во второй половине XX столетия возродившихся и в наши дни продолжающих привлекать внимание как очень многих композиторов, так и еще большее число музыкантов-исполнителей.
Его научные труды, а также созданная им библиотека церковных раритетов — певческих рукописей Синодального училища заложили фундамент русской музыкальной медиевистики. Плодотворная и
архиве Финдейзена не сохранилось следов какой-либо подготовительной работы с этим автографом, в то время как существуют выписки из писем
С.Л. Рачинского24, использованные в очерке в виде цитат. Знакомство Финдейзена с двухтомным фолиантом происходило скорее всего торопливо, в спешке, о чем свидетельствуют и некоторые фактические неточности, допущенные в очерке. Так, отец Смоленского, Василий Герасимович, по словам Финдейзена, служил в Петербургском университете, хотя на первых же страницах Воспоминаний сказано, что Василий Герасимович служил у архиепископа Казанского Григория (Постникова) и с ним приезжал в Петербург для присутствия в Св. Синоде. Дед со стороны матери, Степан Дмитриевич Колеров, назван “бывшим профессором Санкт-Петербургской духовной академии”, что тоже неверно: окончив Петербургскую духовную академию, Колеров преподавал в Киевской духовной академии с дальнейшими переводами в Тверь и Кашин.
Ошибочно указаны в очерке даты рождения и смерти Смоленского -8 октября и 20 июля, каковая погрешность перешла во все позднейшие справочные издания, лишив тем самым Смоленского знаменательного покровительства казанских святителей Гурия и Варсонофия, под праздничные трезвоны которым 3 октября 1848 года появился на свет человек, которому было суждено продолжить завещанное этими святителями дело христианского просвещения народов Поволжья. Умер Смоленский 19 июля. Об этом свидетельствует A.B. Преображенский, записавший на документе передачи Дневников в Общество любителей древней письменности: “С.В. Смоленский скончался 19 июля 1909 года” . Неточность даты смерти возникла, по всей видимости, случайно. Так, в своей статье “Памяти Степана Васильевича Смоленского”, написанной 21 июля, С.Д. Шереметев говорит: “Скончался Смоленский. Известие это дошло по телеграфу из Васильсурска 20 июля, в день “Илии - гремящего пророка””26. Телеграмма была получена Шереметевым в его имении, селе
18
Михайловском; вероятно, тогда же, 20 июля, известие дошло и до Петербурга, и этот день был принят за дату кончины Степана Васильевича.
На многие возникающие в связи с архивом Смоленского вопросы дает ответ документ первостепенного значения - завещание Степана Васильевича. Оно дошло до нас в копии, выполненной рукою того же Н.Ф. Финдейзена и хранящейся в его фонде в Российской национальной библиотеке.27 Составлялось завещание 12 января 1905 года в Петербурге. Само наименование документа - “Дополнительные мои распоряжения по духовному завещанию Анне Ильинишне Смоленской” - указывает на существование основного документа (или первого варианта) завещания. В конце “Дополнительных распоряжений” читаем: “Настоящим
распоряжением подтверждаются все сделанные мною ранее (еще в Москве) распоряжения о моем погребении и отменяются те из прежних сделанных, которые, по истечении времени и по перемене обстоятельств, стали сами собою излишними”. Московский вариант завещания, к сожалению, нам неизвестен. Однако “Дополнительные распоряжения” сами по себе являются полным завещанием, так как Смоленский в них подробно коснулся всех требовавших разрешения вопросов. Распоряжения же о погребении, не указанные здесь конкретно, были, очевидно, исполнены по московскому документу: Смоленского похоронили в родной Казани.
Завещание - документ всегда особенный. В нем, естественно, обозначаются ценностные, жизненные критерии человека, определяются его земные привязанности. Для Степана Васильевича они сводились к тому, с чем была связана его жизнь - к библиотеке, книжной и нотной, к коллекции певческих рукописей, к тем немногим предметам-реликвиям, которые были свято хранимы как память о дорогом прошлом и, конечно, к материалам и рукописям собственных научных работ, законченных и только начатых, а также к той значительной части личного архива, которую составляли эпистолярия, Воспоминания, Дневники.
19