ТЕОРИЯ РЯДОВ В СВЕТЕ АМЕРИКАНСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ НАУКИ
60-80 гг. XX ВЕКА
Оглавление
Введение 3
1. Теория рядов: исторические истоки и предпосылки 9
1.1. Математика, философия и научно-методологические основания теории рядов 9
1.2. Очерк основных теорий 12-тоновости XX века 18
1.3. Теория рядов Милтона Бэббита 47
1.4. Аллен Форт: путь к теории рядов 54
2. Теория рядов: основные принципы, категории и методы 58
2.1. Основные положения теории рядов 58
2.2. Теория рядов в контексте американского музыковедения (Современное состояние теории рядов) 104
3. Теория рядов и анализ современной музыки: критическая оценка 122
3.1. Аналитические примеры 122
• Антон Веберн Четыре пьесы для скрипки и фортепьяно ор.7/3 123
• Игорь Слравинский Весна священная («Великая священная
пляска») 130
3.2. Обзор основных направлений критики теории рядов 153
3.3. Теория рядов и современная наука о гармонии: попытка критического анализа 166
Заключение 200
Литература 206
Приложение-1. Таблица рядов А. Форта (дополненная) 223
Приложение-2. Терминологический словарь теории рядов 226
Приложение-3. Аллен Форт: краткая биография и список работ 236
3
Введение
Прошедшее столетие было ознаменовано многими радикальными открытиями в области музыкального языка и техники композиции. Политональность и «атональность», додекафония и алеаторика, сонорика и групповая композиция, спектральность, тембровая композиция (Klang-котроБШоп) и инструментальный театр - вот далеко не полный перечень направлений, которые в разное время определяли развитие музыкального языка авангарда.
Среди разнообразных музыкальных новаций первой половины XX века одной из самых значительных и многое предопределивших в становлении принципов1 новой музыки стала, несомненно, 12-тоновость. Она закономерно проистекала из развития музыки предшествующей позднеромантической эпохи, гармонические новации которой получили еще более интенсивное развитие в начале XX века, и вскоре им потребовался выход за ставшие уже тесными рамки тональности. Несмотря на то, что основным нолем для композиторских поисков являлась гармония, процесс обновления затронул практически все параметры музыкального языка - те-матизм, метро-ритмическое измерение, форму и даже темброво-фактурные аспекты. Решительный скачок к 12-тоновости, произошедший в музыкальном мышлении в начале XX века, потребовал столь радикального переосмысления всего композиционного базиса, что теория музыки решала порожденные этим многочисленные вопросы на протяжении всего прошедшего столетия.
Проблемы, возникшие перед теорией музыки, были самые разноплановые. Прежде всего, требовалось осмыслить появившуюся 12-тоновость в аспекте ее разнообразной типологии и новой функциональной структуры. Затем возникла необходимость создания универсальной теории
22
всех возможных аккордов хроматической системы Циен использовал математическую формулу
п!
(п,!)(п2!)
где в качестве щ , п2 и т.д. задавались необходимые интервалы (секунды, терции большие и малые, кварты).
Другая проблема, занимавшая Циена — многозначность звуков и интервалов (англ. - plurisignificance, нем. - Mehrdeutigkeit), их функциональная трактовка в различных созвучиях. Так, любой отдельно взятый звук может принадлежать 12-ти диатоническим трезвучиям, 28-ми диатоническим септаккордам и 10 диатоническим нонаккордам:
Пример 1
gjEEöErdEdia._=
и т. д
Затем Циен высчитывает, что в соль мажоре звук соль принадлежит пяти аккордам, а ля - семи. Это дает повод подсчитать - снова с помощью формулы вероятности - количество возможных комбинаций этих аккордов, которых оказывается 792.
С точки зрения тональности подсчеты Циена весьма сомнительны -слишком хроматическими выглядят аккорды для традиционной тональности, а многие из указанных им «последовательностей» аккордов просто не допустимы с точки зрения функциональности. Но задача Циена и состояла именно в том, чтобы предельно хроматизировать диатонический звукоряд.
Третий аспект, подробно рассматривающийся Циеном, — симметричная инверсия. Все действия симметрии происходит вокруг оси d-as, которую Циен называет «клавишной» (keyboard) инверсией, поскольку эти
23
две ноты находятся в центре симметрии относительно расположения белых и черных клавиш фортепиано.
Сегодня вполне очевидно, что Циен пытался создать не столько новую теорию, сколько классификацию всех возможных созвучий хроматической тональности, усложненную терминологически. Эго отразилось и на его творчестве — все сочинения написаны композитором в хроматической и «энгармонической системе» и по стилю близки языку позднего Скрябина и Шенберга.
Имя Эрнста Бэйкона (Ernst Bacon, 1898-1990) также практически неизвестно в ряду прочих новаторов 12-тоновой гармонической системы первой половины XX века15. Однако, именно система Бэйкона представляется нам наиболее близкой теории рядов Аллена Форта.
В 1917 в философском журнале «The Monist» публикуется статья Бэйкона «Наша музыкальная идиома» (Bacon 1917). Интересно, что статья Бэйкона появилась в журнале, связанном с философией науки, и стала первой статьей о музыке в этом издании. В своей статье молодой автор предпринял попытку осмысления новой 12-тоновой гармонической системы, что само по себе является одним из первых вкладов в литературу о нето-иальной музыке. В то время когда Бэйкон опубликовал свою статью, аме-
15 Эрнст Бэйкон (1898-1990) - американский композитор, пианист и дирижер. Учился в Северо-западном университете (1915-18), Чикагском университете (1919-20) и Калифорнийском университете (1935). Его учителями были композиторы Арне Ольдберг (Arne Oldberg), Торальд Оттерштрём (Thoervald Otterström) и пианист и дирижер Гленн Диллард Ганн (Glenn Dillard Gunn). Двое последних были в свою очередь учениками Бернарда Циена. Впоследствии Бэйкон учился композиции у Карла Вайгля (Karl Weigl) в Вене и работал с Эрнстом Блохом (Emst Bloch) в Сан-Франциско (1919-21). Преподавал в Истмэнской школе (1925-28), в Консерватории Сан-Франциско (1928-30); в 1935 организовал Carmel Bach Festival в Калифорнии, где являлся также главным дирижером; являлся инспектором WPA Federal Music Project в Сан-Франциско. Написал более 300 песен. Автор книги «Words on Music» и технического руководства «Notes on the Piano». Среди наград Бэйкона - Пулитцеровская премия (1932), стипендии Гугенхайма.
- Київ+380960830922