2
Оглавление
Введение..................................................................4
Глава I. Жанры в троицком музыкальном искусстве. Реперту ар троицкого мастеропения...................................................12
1.1. Развитие жанров в троицком песнотворчестве..........................13
1.2. Репертуар «мелодического» и «гармонического» пения..................22
Глава II. «Мелодическое» пение...........................................36
11.1. Раннее одноголосие.................................................37
11.1.1. Мелодика, ритмика и просодия..................................39
II. 1.2. Индивидуальные свойства мелодики и ритмики...................44
II. 1.3. Функциональность структур песнопения.........................48
II. 1.4. Форма........................................................60
Н.2. Позднее одноголосие.................................................84
11.2.1. Основные принципы распева.....................................84
Н.2.2. Мелодика, ритмика и просодия..................................109
Н.2.3. Индивидуальные свойства мелодики и ритмики....................112
Н.2.4. Объединяющие признаки троицкого «мелодического» пения 119
И.2.5. Функциональность структур песнопения..........................122
Н.2.6. Форма.........................................................128
II.3. Особенности художественного пространства и времени в текстах троицких песнопений и музыке «мелодического» пения......................133
Глава III. «Гармоническое» пение........................................144
III. 1. Раннее «строчное» многоголосие..................................146
III. 1.1. Раннее русское многоголосие и теория транспозиции..........150
III.1.2. Эстетические воззрения современников на раннее
русское многоголосие....................................................157
III. 1.3. Раннее многоголосие троицкой традиции: опыт
реконструкции.............................................................................................164
III. 1.4. Соотношение голосов, фактура, интервальная структура.......167
III. 1.5. Мелодика, ритмика и просодия. Функциональность структур
песнопения..............................................................176
III.1.6. Форма.......................................................179
Ш.2. Позднее «партесное» многоголосие...................................183
111.2.1. Проблема атрибуции позднего троицкого многоголосия..........183
3
Ш.2.2. Стилистика позднего троицкого многоголосия..................186
Ш.2.3. Современные обработки троицкого напева......................189
III.3. Особенности художественного пространства и времени в музыке «гармонического» пения................................................196
Заключение............................................................200
Библиография..........................................................206
Нозография............................................................222
Рукописные источники..................................................223
Нотные приложения.....................................................225
Приложение 1. Образцы реконструкции путевого троицкого
многоголосия..........................................................225
Приложение 2. Словари троицкой музыкальной традиции...................269
а) словарь попевок, лиц и фит троицкого путевого
одноголосия...........................................................269
б) словарь оригинальных троицких кокиз раннего одноголосия............290
в) словарь оригинальных троицких кокиз позднего одноголосия...........293
Приложение 3. Троицкие одноголосные песнопения
из рукописи РГБ, ф. 304 / И, № 390....................................295
Приложение 4. Примеры к Главе II «Мелодическое» пение.................305
30
Мелодия Гимна «Свете тихий» [Успенский 19716:200-211], как и в других троестрочных песнопениях, благодаря замедленному ритму и плавности мелодического рисунка, отличается созерцательностью характера. Композиция этого песнопения приобрела бы крайнюю расплывчатость, если бы не прием «сжатия» просодического ритма в первом и третьем разделах, где внутрислого-вая распевность не столь высока; последование более и менее распевных эпизодов способствует преодолению статичности формы.
Тропарь «Покаяния отверзи ми двери» («двоестрочие») [Успенский 19716:183-187]. На фоне большинства строчных троицких песнопений этот тропарь обладает достаточной динамикой движения, поскольку здесь не так велик внутрислоговой распев, нет таких крупных мелодических образований, как фиты.
Опора на «малое» согласие обиходного звукоряда, «замедленность» мелодии, окруженной вязью сопровождающих голосов, придают даже такому миниатюрному песнопению троицкого пути как Гимн «Святый Боже» («трое-строчие») [Успенский 19716:192-193] характер суровой созерцательности. Однако по сравнению с другими, более развернутыми композициями раннего троицкого многоголосия, это песнопение отличается простотой выразительных средств: для него характерна небольшая распевность в узком диапазоне, простейшие ритмо-мелодические образования, повторность. Его отличает более эмоциональное отношение к гимнографическому тексту, меньшая статичность характера.
Единственное пока известное ранне-многоголосное троицкое песнопение Триодного цикла- «Да молчит всякая плоть» («двоестрочие») [Конотоп 2005:305-310]. Двухголосный вариант этого песнопения, как и одноголосное, вызывает восхищение композиционными приемами, столь искусно раскрывающими сущность гимнографического текста в таком простом виде многоголосия, как двоестрочие (см. главу III, раздел III. 1.4. Соотношение голосов, фактура, функциональность интервалов). Индивидуальное, оригинальное решение
31
при выявлении особенностей именно этой мелодии проявляется в использовании приемов, связанных с интервалом-интонацией кварты. Чистая кварта в виде интервала и нисходящего мотива в диапазоне кварты мастерски применена в структуре композиции. Обилие квартовых параллелелизмов в исполнении муж-
М,щ • /
ского хора создает строгий, суровый характер звучания в этом песнопении Страстной субботы. Очевидна и семантика повторяющегося нисходящего мо-/ тива, подчеркивающего трагичность поэтического содержания.
Величание и две стихиры («троестрочие») посвящены двунадесятому празднику Рождества Богородицы. Невелик диапазон каждого из голосов основанного на троицкой путевой мелодии величания [Беляев 1997:144-147], достаточно просты партии: не исключено, что эти особенности позволяли исполнять песнопение и прихожанам. В троицком многоголосном варианте жанр величания приобретает еще большую торжественность, благодаря рельефному звучанию трехголосной фактуры, где каждый голос темброво и ритмически обособлен. Целостное звучание трех голосов создает эффект континуальности, распевности по сравнению с одноголосием благодаря ритмическому заполнению «остановок» основной партии окружающими голосами и использованию в них более мелких, чем в «пути», длительностей.
«Днесь иже на разумных престолех» [Беляев 1997:162-183]. Для этой стихиры на «Господи воззвах» характерно состояние крайней созерцательности, спокойствия, «надмирности», что проявляется в широте распева, плавности комплементарного звучания голосов.
Крайней степени выражения эти качества достигли в стихире «Приидите вернии, к Деве тецем» [Беляев 1997:225-168], гигантские размеры которой сопровождаются редкой сложностью формы, ритмики, сопряжения партий, нотации.
Среднее по сложности положение между этими двумя песнопениями занимает стихира «Приидите вси языцы» («троестрочие») [Беляев 1997:184-224],
- Київ+380960830922