Ви є тут

Симфонии Андрея Эшпая : поэтика жанра

Автор: 
Кардаш Алла Евгеньевна
Тип роботи: 
поэтика жанра
Рік: 
2008
Артикул:
172573
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Оглавление
ВВЕДЕНИЕ - 3 -
ГЛАВА /.
ОСОБЕННОСТИ СИМФОНИЗМА В РАННИХ СОЧИНЕНИЯХ -15-
§1. Поэтика интонационных структур Первой симфонии -17-
§ 2. Вторая симфония: «световая» символика как смыслообразующая доминанта произведения - 32 -
ГЛАВА II. •
ЖАНР ПАМЯТИ В АСПЕКТЕ ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТИ - 44 -
§ 1. Диалог времен в жанре посвящения в Третьей и Восьмой симфониях - 46 -
§ 2. Театрализация жанра в Четвертой и Пятой симфониях - 74 -
ГЛАВА III.
ПУТИ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ СИМФОНИЧЕСКОГО ЖАНРА -100-
§ 1. Шестая симфония: сопереживание литургии -102 -
§ 2. Седьмая симфония как феномен медитативно-психологического симфонизма -134 -
§ 3. Девятая симфония: о формах взаимодействия поэтического и музыкального текстов -147-
ЗАКМЮЧЕНИЕ -171-
ЛИТЕРАТУРА -176-
ПРИЛОЖЕНИЕ -188-
ВВЕДЕНИЕ
«Баз чувства чуда нет искусства, так лее как нет искусства без веры...»
X. Шепкер
Андрей Яковлевич Эшпай - один из выдающихся мастеров современной отечественной культуры. Исследование его творчества - это соприкосновение с Вселенной композитора, где каждый художественный образ оказывается ее частью. В его искусстве присутствует то эстетическое качество, которое И. Ильин в свое время назвал «интенцией на главное», подразумевая «поиск духовности в самом себе, и из нее поиск Бога на небесах и Его лучей в мире» /239; 2821. Музыка Эшпая наполнена огромным жизнелюбием, стремлением к красоте и вере, осознанием многообразия Бытия и его непознанной Тайны. Не случайно свой художественный дар композитор считает внезапно пришедшим волшебством, милостиво предоставленным провидением; настоящую, живую музыку - тайной, разгадке и формальному объяснению не подлежащей, а симфонический оркестр - волшебным организмом, позволяющим художнику «выразить и себя, и самые сокровенные, глубокие мысли, сформулированные человечеством»/146; 7/.
О многогранности таланта композитора свидетельствует большое количество созданных им произведений самых разных жанров: от песен и сочинений для эстрадного оркестра, оперетт' и музыки к кинофильмам до
-28-
сбалансировано оркестровкой и фактурно-динамическими средствами. Вначале изложение марийской темы семантически более весомо. Оно поручено солирующей валторне, тембр которой в единстве с динамикой mf ярко выделяется на фоне деревянно-духовых, интонирующих тему побочной партии на р с ремаркой dolce. Однако в заключение на первый план выходит побочная тема, которая отмечена глубоким звучанием фагота и бас-кларнет mf. В свою-очередь интонации марийской песни смягчаются, благодаря приглушенной
рр
П ч., гл. партия, и.25
побочном rtajsmun 4 33
Тип 3. Развитие мелодических фраз тезиса.
В данном случае, следует обратить внимание на то, что обе ключевые фразы инварианта становятся основой формирования сквозных смысловых
кма вариаций
-29-
парадигм, где словно находит выход энергия, заложенная вначале. Нели первая декламационная фраза служит прототипом тематических комплексов героического характера, то вторая проецирует «моторный» тематизм, связанный с семантикой драматического напряжения, преодоления.
Так, например, в разделе Maestoso (ц. 15; пример 6) из квинтовой интонемы возникает тема широкого дыхания, излагаемая (ff-ffj) в рамках периода повторного строения у низких струнных, фаготов, контрафаготов и туб. Ее мелодической основой является движение по звукам трезвучия es-moll, заканчивающееся поступенным нисходящим движением в es дорийском. Это тематическое образование поддерживается пассажными «взлетами» деревянно-духовых, скрипок и альтов, выявляющими обороты мелодического es-moll, а также аккордовыми комплексами медных, где сочетается фонизм трезвучной аккордики, кластерных образований, полиструктур и комплексов с побочными тонами.
Героическая семантика находит свое выражение и в тематическом образовании среднего раздела главной партии (ц.29).
В графике его мелодического рисунка, воплощающего неотступно-напористое движение, наиболее ярко выделяются трезвучные подъемы, которые окрашены тембрами низких струнных и низких деревянно-духовых, звучащих на фоне «бурлящих» пассажей струнных с ремаркой 1е££ешхто. Тонально-ладовая сфера, будучи подчиненной функциональным особенностям раздела (предыктк кульминации), характеризуется подвижностью, при которой Р'-лидииский сменяется модусом на основе И-то11 с колорироваиием ступеней
(V,,; т„у
Следует отметить, что восходящая квартовая интонема, производная от начального мотива темы-зерна, становится одним из существенных элементов языка. Особенно это касается второй части, где она раскрывает свой