СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Часть I. Традиционная татарская музыкальная
терминология: условия формирования и основные
характеристики
Глава 1. Культурно-исторические особенности формирования и развития татарской музыкальной терминологии
Глава 2. Принципы классификации традиционной татарской музыкальной терминологии и ее основные характеристики
2.1. Эстетические категории
2.2. Институт исполнительства и его основные характеристики
2.3. Музыкальнотеоретические категории
2.4. Терминология музыкальных и музыкально-поэтических жанров
2.5. Терминология музыкального инструментария
Часть II. Словарь традиционной татарской музыкальной
терминологии
Заключение
Библиография
с. 3
с. 11
с. 50 62 72
82
98
120
. 143 . 241 . 245
3
Введение
Сегодня татарское музыковедение, как и многие другие области знаний, переживает новый период. Мы имеем возможность обратиться к тем пластам, которые ранее были закрыты, и в связи с этим возникают новые вопросы, требующие изучения или переоценки некоторых положений. Одна из таких принципиальных проблем - исследование музыкальной терминологии, отражающей суть музыкальной культуры татар.
Это интереснейшая область музыкальной культуры, благодаря которой мы можем проследить не только историю культуры отдельно взятого народа, но и те изменения, которые происходили в культуре в результате войн, переселений народов, контактов с другими странами, принятия единобожия или сохранения язычества, смены общественного строя и т.д.
Терминология - совокупность принятых в определенной области знаний (в данном случае - татарском музыковедении) терминов, обозначающих какое-либо понятие этой области (татарской музыкальной культуры).
Терминология конкретной области знаний складывается веками, во многом зависит от этногенеза, дальнейшего географического распространения этноса, от его политических, экономических и культурных контактов с другими этносами, актуальности данной области знаний в определенное историческое время.
Терминология (в частности, традиционная татарская музыкальная терминология) является частью не только языка, но одновременно и "сообщением о культуре". Такое понимание терминологии основано на изучении семантики определенного слова (термина), которое позволяет "выявить в структуре значения слова семантические доли, которые отвечают за связь слова с историей и культурой того или иного этноса" [Самситова, с. 3].
25
имела традиционные условия применения и приводит соответствующую классификацию:
1. Сигналы, служащие для передачи команд.
2. Музыка воинских церемоний (для встреч, прощания, развода караулов).
3. Музыка для воодушевления войск перед боем. [Батжаргал, с. 100] Условия звучания военной музыки (на воздухе, сидя на коне и т.п.)
определяли выбор инструментов и материал для их изготовления: они должны были быть мощными по звучанию (духовые, ударные) и мобильными (так как воинам приходилось много и быстро передвигаться). Следуя этому опыту в Поволжье переняли традицию изготовления некоторых духовых инструментов из металла (например, курая), более прочного и звучного, нежели дерево или тростник.
Б.Батжаргал выделяет шесть основных пьес, характерных для монгольской военной музыки:
1. Музыка при наборе войска. "Музыка гармонии и душевного спокойствия".
2. При обучении войска.
3. Музыка при встрече полководца и построении войска. "Победная песнь на коне".
4. Музыка на церемонии подачи чая. "Мелодия спокойствия и вечного блага в счастливое время".
5. Музыка при подаче еды. "Освещение солнца в центре мироздания".
6. Музыка при подаче вина. "Мелодия провозглашения знания". Последние три мелодии предназначались для исполнения на пиру в
честь победы. А музыка встречи полководца для пира состояла из 27 частей.
Определенному месту и времени звучания также соответствовали и музыкальные инструменты, о чем свидетельствуют их названия: великий большой ятга, государственный ятаг; громовой, наступательный, строевой, путевой, встречающий барабаны.
26
Подобная церемониальность и регламентированность существовала и в других тюркских армиях. Наиболее наглядно она прослеживается в тюркском дастане "КаЬарман Катил", широко распространенном среди татар в XII1-XIV веках.
Сигнал, оповещающий войско на сбор: "Гаскорлор тиз-тиз кораллар во юл кирэк-яраклары Иэзерлэргэ башладылар ком тэн урталарында, падишакныц эмре илэ, киту очен быргылар кычкыртылды". [Каьарман Катил, с. 72]
“Воины начали быстро готовить оружие и все необходимое в дорогу и в полночь по приказу падишаха быргы протрубили сбор’.
1. Сигнал к началу боя: "Икепче кои иртэ белой hop икс якта да барабанпар кагып, гаскорне сугышка Ьозерлоделор". [Каьарман Катил, с. 105]
“На утро второго дня с обеих сторон пробили барабаны, воинов подготовив к сражению”.
"Болар сойлошеп торганда тац белой башлап, сугыш барабаннары кагыла башлады". [Каьарман Катил, с. 113]
“Пока они разговаривали, начало светать и послышались удары барабанов к бою”.
2. Сигнал на окончание боя: "Кич булгач, hop ике яктап ял иту барабаннары кагылды". [Каьарман Катил, с. 110]
“Вечером с обеих сторон барабаны пробили отбой”.
"Кич булгач, hop ике яктан да туктау барабаннары кагылып, сугыштан туктадылар". [Каьарман Катил, с. 114]
“Вечером с обеих сторон барабаны пробили отбой, и сражение закончилось”.
3. Музыка победы: "Дизид дфсор туры Раи Ьинд падишахныц сараена килеп, китергон аты ило атпыц иясено падиишхка тослим итеп, вакыйганы боян иткэч, Раи Ьинд падишах шатлыгыннан башындагы тащын Навага атып, ку’лларын чабып, урыныннан торып биеп, сикерергэ тотынды, Ьом до, "Эй, минем могъбудем! Бу эш синец фазлыц во корамен, - дипутка гыйбадот кылып, шатлык во свенеч барабаннарын кагарга во музыка уйнарга форман um те". [Каьарман Катил, с. 156-157]
- Київ+380960830922