Ви є тут

Хоровое пение абхазов как явление фольклора и современного фольклоризма (вопросы исполнительства)

Автор: 
Судакова Ольга Михайловна
Тип роботи: 
кандидатская
Рік: 
1984
Кількість сторінок: 
153
Артикул:
133157
179 грн
Додати в кошик

Вміст

- 2 -
ОГЛАШЕНИЕ
Сгр.
ВВЕДЕНИЕ....................................................... 3
Глава I ...................................................... 12
Глава П ...................................................... 56
Глава Ш ...................................................... 96
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................... 137
ЛИТЕРАТУРА.................................................. 141
ПРИЛОЖЕНИЕ............................................т. П.
- 3 -
ВВЕДЕНИЕ
Вопросы изучения фольклоризма, представляющего собой сложный многогранный процесс освоения фольклора в различных областях культуры современного общества, вполне правомерно привлекают внимание исследователей как в нашей стране, так и за ее пределами. Проблемам современного фольклоризма посвящен целый ряд содержательных исследований, чаще всего социологического, общетеоретического и методологического характера, работы М.Азадовского /II/; В.1Усева /51,52,53/; Х.Баузингера /153/; М.Бошковича-Стулли /154/; Х.Мозе-ра /157/.1
Освоение фольклора в музыкальном творчестве породило понятие композиторского фольклоризма, и, наконец, возник исполнительский фольклоризм /последний осознан музыкознанием значительно позднее первого/. Если по проблеме "композитор и фольклор" известно большое количество исследований, то вопросы освоения фольклора в современном исполнительстве освещены в теоретических работах несравненно меньше.
Фольклоризм исполнительства и творчества особенно ощутим в процессе становления и развития национальных музыкальных культур народов нашей страны. Именно творческое освоение фольклора как в области композиторского творчества, так и в области формирования национального профессионального и самодеятельного исполнительства во многом определяет своеобразие и индивидуальное лицо той или иной национальной музыкальной культуры. Поэтому анализ процесса освоения фольклорных приемов в различных отраслях национальных исполнительских школ является не менее актуальным и важным, чем аналогичные
I Подробный перечень работ по данной тематике см. в статье В.Тусева /53, с.761/.
- 22 -
с.209/ пение песен в честь героически погибших соплеменников издавна входило в число народных обычаев.
Границы жанра историко-героической песни достаточно размыты и трудноопределяемы. Безусловно - сюда можно отнести и старинные песни о героях-охотниках. Упоминание имени божества Аиргь в текстах некоторых из них не исключают предположений о былой жизни этих песен в охотничьих обрядах, и если не об исполнении песни во время обряда /для этих целей существовали песни в честь Ажвейпшаа/, то, по крайней мере, после удачной охоты.
Известно, что в доклассовом обществе, завершившимся в Абхазии длительным периодом военной демократии, образ героической личности был неотделим либо от удачи и ловкости в охоте, либо от ратных подвигов в защиту своего племени от набегов захватчиков. Песни, воспевающие таких героев: "Смыр Гудиса" /об охотнике-герое/, "Напхьа Кьягуа","Пшкяч" /о героях-защитниках от набегов/, всегда несут текстовую формулу, где шля героя сочетается со словом ахатца - "Гуди-сахатца" или "Напхьяхатца". Слово ахатца в абхазском фольклоре означает "настоящий мужчина", равно как и "герой"./Примеры 1Ш 4,5,9/.
Социальные противоречия абхазской феодальной деревни обострили борьбу крестьян против произвола местных князей. Народная память пополнилась новыми героическими именами, которыми названы песни. К этому периоду относятся героические песни "Тамкуач-ипа Мац", "Аджир-ипа Данакай", и особенно любимая по сей день в народе песня "Озбакь" обязательно звучащая в любом праздничном собрании поющих, как у бзыб цев, так и у абжуйцев. На рубеже Х1Х-ХХ веков сложены песни об абре-ках-защитниках угнетенных. Среди песен этого периода особенно известны несколько песен о Хаджарате Кьяхба, отличавшимся фантастической отвагой и ловкостью.
В рамки жанра героической песни входят также некоторые песни, генетически связанные с нартским эпосом. Известны песни, восхваля-
ющие героя Сасрыкву - одного из главных персонажей нартского эпоса. Однако в этих песнях полностью отсутствует сюжетно повествовательная линия, уступив место эмоционально-приподнятому высказыванию, восхищению и восхвалению героя /пример Уе 14/.
В жанре мужской коллективной песни о героях сложены песни, связанные с революционной борьбой абхазов - "Кияраз"1, "Нестор Лакоба", "Песня о свободе", а также некоторые песни периода Великой отечествен ной войны - "Песня партизан", "Песня Шамба Едги" и др.
Песня о героях - не только основной жанр бытового ансамблевого музицирования, но и, как нам кажется, жанр, наиболее характеризующий национальное своеобразие исполнительства абхазов. Восхищенный героическими песнями, спетыми ему группой крестьян-абхазцев А.М.Горький /78/ писал: "Хорошие песни, чудесные песни. Такие мелодии мог создать только коллектив, только трудовой народ. Как надо любить и чтить своих героев, чтобы так трогательно мужественно и горячо петь о них."
В народной терминологии жанр песни о героях, в отличие от многих других, имеет свое точное обозначение "ахатцарашва" /букв.
"песня мужчины", точнее "песня в честь мужчины"/.
Перечислив основные традиционные жанры, которые вобрала в себя на сегодняший день бытовая мужская ансамблево-хоровая традиция, следует сказать, что удельный вес старинных песен, не входящих в ее репертуар, ввиду выработанных веками половозрастных исполнительских
2
канонов, не велик.
1. "Кияраз" - крестьянская революционная дружина, сыгравшая большую роль в борьбе за установление советской власти в Абхазии.
2. Здесь следует иметь в виду прежде всего жанры, связанные с 'женским трудом. Колыбельные песни, известные в прошлом, ныне утраченные трудовые женские песни, эпические сказания, и, наконец, -песни,исполнение которых вне обряда строго табуировано/напр."Афыаш-ва" - "Божья песня",певшаяся в честь убитого молнией и т.д./.