Оглавление
Введение........................................................... с. 3
Глава I. Идея целостности и органического единства природных и культурных явлений в мировоззрении Гете........................... с. 11
§ 1. Особенности подхода Гете к изучению природных и культурных
явлений..................................................... с. 11
§2. Теория метаморфоз Гете....................................... с. 20
§3. Влияние идей Г ете на современную исследовательскую мысль... с. 31
§4. Значение идей Гете для музыкальной науки..................... с. 39
Глава II. Западноевропейский романтический принцип
монотематизма в контексте гетевской морфологии.................... с. 46
§ 1. Г ете и особенности творческого метода романтиков............ с. 46
§2. Принцип монотематизма как вид тематической организации с. 58
§3. К вопросу о методах анализа в отечественном музыкознании с. 72
§4. Романтический монотематизм и основные положения теории
метаморфоз Гете............................................. с. 84
Глава III. О романтических монотематических процессах в свете идей Гете.............................................................. с. 93
§ 1. Принцип монотематизма в музыке Ф. Листа...................... с. 93
1.1. «Долина Обермана»...................................... с. 97
1.2. «Прелюды» с. 105
1.3. «Тассо» с. 113
§2. Микромонотематизм в фортепианных произведениях
Р. Шумана с. 123
2.1. «Танцы давидсбюндлеров» с. 131
2.2. «Крейслериана» с. 140
2.3. «Юмореска» с. 148
Заключение с. 160
Список литературы с. 164
Приложение 1 с. 177
Приложение 2 с. 181
Введение
Одной из характерных черт современной научной парадигмы является сближение естественных и гуманитарных наук, науки и искусства. Открытия XIX - XX веков во многом способствовали изменениям в представлениях людей об окружающем мире, которые произошли в конце XX века. Если в науке XVII — XVIII веков объяснение всех явлений основывалось на законах механики Ньютона, характерными чертами которой были жесткая детерминация, предопределенность событий и процессов, их предсказуемость, то в современной науке образ Вселенной приобрел иной облик: прежде всего произошло осознание ее как единой, целостной, непрерывно развивающейся и самоорганизующейся системы. Исходя из этих открытий, одной из основных целей научного знания становится постижение внутренних закономерностей, лежащих в основе различных явлений и процессов.
Кроме того, в современной науке произошло более глубокое осознание целостности многих явлений, казавшихся ранее обособленными и несовместимыми: «Освоение наукой саморазвивающихся
«человскоразмерных» систем стирает прежние непроходимые границы между методологией естественного и социального познания. В связи с этим наблюдается тенденция к конвергенции двух культур - научно-технической и гуманитарно-художественной, науки и искусства. Причем именно человек оказывается центром этого процесса» [82, с. 408].
Новая картина мира повлекла за собой изменения в научной методологии. Не имея в виду исчерпывающего освещения проблемы, отметим, что в XX веке широкое распространение получили системные методы; осознание односторонности любого метода привело к изучению проблем интерпретации, истолкования; вследствие сближения разных областей знания при рассмотрении сложных развивающихся систем широко начал применяться междисциплинарный комплексный подход; рассмотрение
18
области природных органических форм, выявленных Гете, с его взглядами на художественную форму в искусстве.
С одной стороны, Гете говорит о единстве природы и искусства, прежде всего подразумевая под этим присущую обеим.сферам способность к творчеству и созиданию. В этом он полностью согласен с И. Кантом, у которого находит подтверждение собственным мыслям: «... великие основные мысли произведения <“Критика способности суждения” - О.Я.> представляли полную аналогию с моим прежним творчеством, деятельностью и мышлением; внутренняя жизнь искусства, как и природы, деятельность обоих изнутри наружу была ясно высказана в книге». [42, с. 379]. И далее: «Меня радовало, что поэтическое искусство и сравнительное естествознание находятся в столь близком родстве, подчиненные одной и той же способности суждения» (в обеих цитатах курсив мой — О.Я.) [42, с. 379].
Но с другой стороны, Г ете постоянно утверждает мысль о качественном различии духовного и природного творчества, указывая на то, что натуралистическое подражание природе вовсе не является целыо искусства: «... правдивое в искусстве и правдивое в природе не одно и то же и ... художник ни в коем случае не должен, не вправе даже стремиться к тому, чтобы его произведение казалось новым произведением природы» [50, с. 144]. По мнению Гете, художник должен обладать «умением проникать как вглубь вещей, так и вглубь своего собственного духа», должен уметь «соревнуясь с природой, творить нечто духовно органическое, придавая своему произведению такое содержание, такую форму, чтобы оно казалось одновременно естественным и сверхъестественным» (курсив мой — О.Я.) [49, с. 114].
Единство творчества природы и искусства Гете видел прежде всего в параллелизме, сходстве процессов их формообразования, утверждая, что «...высочайшая и единственная операция природы и искусства есть оформление» [47, с. 321]. В этом отношении показательны рассуждения Гете о термине «композиция», применяемом в искусстве. Гете пишет о том, что
19
это слово искажает реальный смысл того процесса, в ходе которого создастся художественное произведение: «...говорится: живописец компонирует свои картины; музыкант даже раз навсегда называется композитором, и все же, если оба хотят заслужить настоящее название художника, то они не составляют из частей свои произведения, но развивают какой-нибудь живущий внутри них образ, более высокое созвучие в согласии с требованиями природы и искусства. Так же, как в искусстве, и в отношении к природе это выражение является унизительным. Органы не компонируются из частей, как чего-то заранее готового; они развиваются один из другого и один в связи с другим до необходимого, включающегося в целое, существования» [41, с. 253].
Обнаружив прафеномен первоначально в сфере природы - в мире растений, животных, в геологии, минералогии, Гете с той же точки зрения рассматривает цветовые, звуковые явления, а также процессы художественного творчест ва, законы художественной формы.
Таким образом, в познании природы и культурных явлений Гете руководствовался следующими принципами. Для него была важна неразрывная целостность, нераздельность различных сторон бытия. В познании этой целостности, по его мнению, необходимо единство частного и общего, чередование аналитического «разъединения» и синтетического соединения, при постоянном наблюдении процесса незаметного перехода одной формы в другую. При этом для Гете очевидным являлся параллелизм природных органических процессов оформления и развертывания образа в художественном произведении.
Единство мышления и созерцания, внутреннего и внешнего, идеи и ее видимости как «вещного», предметного воплощения послужили основой для поисков ученым методологических подходов, способных вскрыть конкретные морфологические процессы их оформления.
- Київ+380960830922