Ви є тут

Художественная картина мира в музыке осетинских композиторов

Автор: 
Батагова Татьяна Эльбрусовна
Тип роботи: 
Докторская
Рік: 
2012
Артикул:
303113
179 грн
Додати в кошик

Вміст

БАТАГОВА Татьяна Эльбрусовна
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КАРТИНА МИРА В ТВОРЧЕСТВЕ ОСЕТИНСКИХ КОМПОЗИТОРОВ
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.....................................................3
1. Концептосфера национальной художественной традиции как «культурная матрица» сюжетов, тем и выразительных средств осетинской музыки.............................................27
2. Типы симфонизма и архетипы национального сознания 53
2.1. Из истории осетинской симфонической музыки. Типы национального симфонизма....................................................53
2.2. Эпико-героическая симфония...............................68
2.3. Лирико-драматическая симфония............................86
2.4. Концертно-жанровый тип симфонизма.......................111
3. Музыкальный театр Осетии («Вечные сюжеты» в этнопреломлении. Сказочно-мифологический, исторический, лирико-психологический жанры национального музыкального театра)...........................129
3.1. Осетинский музыкальный театр как историко-культурный феномен......................................................129
2
3.2. Сказка и миф: сотворение Mupat победа Добра над Злом.....142
3.3. Исторический жанр: художник и народ, вождь и народ.......158
3.4. Лирическая драма: истории любви..........................175
4. Божественное и человеческое................................186
4.1. Осетинская духовная музыка конца XX — начала XXI веков.........................................................186
4.2. Реквием........................'.........................187
4.3. Хоровая музыка на тексты народных и православных молитв 190
4.4. Религиозные образы в осетинской музыке...................196
4.5. Обряд в музыке...........................................201
Заключение....................................................211
Литература....................................................216
Приложения:
Нотные примеры................................................245
Иллюстрации....................................................297
исполнялись песни (зарджытае) самых разных жанров — историкогероические, обрядовые, трудовые, шуточные, застольные. Героические (хъаебатыртыл) или историко-героические песни (историон-хъагбатыртыл зарджытае) принадлежат к числу наиболее любимых и распространенных. Издавна они исполнялись практически в любой ситуации — в повседневной праздничной и трудовой жизни осетин. «Героическая песня сопутствует каждому шагу' осетина. Ее вы услышите на работе и на отдыхе, в пути и в домашней обстановке, на свадьбах и празднествах, повсюду. Каждый осетин знает и может исполнить несколько героических песен, и если не каждый способен безукоризненно вести первый голос (для этого нужны хорошие голосовые данные), то положительно трудно найти осетина, который не мог бы вести втору» (2, 21).
Историко-героические песни являются ведущими в хоровом творчестве многих северокавказских народов (в частности, адыгов, балкарцев, чеченцев, ингушей, аварцев, даргинцев), обнаруживая между собой некоторые черты музыкально-поэтического сходства. Кавказская региональная фольклорная общность проявляется в «эстетических принципах отношения к действительности (в частности, в трактовке героического и трагического); в характере изображения явлений социальной жизни; в весьма своеобразном решении проблемы личности и общества феодальной эпохи; в многочисленных образах, сюжетах и в эпической технике» (26, 14), в типологическом сходстве основных песенно-инструментальных жанров, близости музыкальной стилистики. О родственности музыкального фольклора народов Северного Кавказа, восточной Грузии, Абхазии справедливо пишут в своих исследованиях Э. Адцеева, Б. Ашхотов, Т. Блаева, А. Дауров, А. Рахаев, М. Хашба, К. Цхурбаева.
Трагедийный пафос содержания обусловил специфику музыкальной выразительности героической песни. Солирующий верхний голос
29
характеризуется взволнованностью, эмоциональной напряженностью, мелодикой речитативно-декламационного склада, свободноимпровизационной ритмикой. Сопровождающий сольную партию второй голос представляет собой хоровой унисон басов/баритонов, протяжные звуки которого составляют с опорными звуками мелодии интервалы квинты, кварты или октавы. Поэтически-смысловой текст песни заключен в партии солиста, басовым же голосом распеваются звуки/слоги «а», «о», «уай» и т.д. В ладовом отношении подавляющее большинство героических, как и других народных осетинских песен, диатоничны. Преобладающими являются фригийский, миксолидийский, дорийский, эолийский лады, в шуточных песнях нередко встречается параллельно-переменный лад.
Наиболее ранние образцы историко-героических песен относятся к XVII - XVIII вв., особенно широкую популярность героическая песня приобрела в XIX - XX вв. Есть и более ранние образцы данного жанра, например, песня «Задалески нана», относящаяся к XIV - XV вв., но сохранившаяся лишь в виде поэтического текста.
Особое место в осетинском фольклоре занимают обрядовомифологические, врачевальные и календарно-трудовые песни. Обрядовомифологические или культовые песни исполнялись во время магических ритуалов и праздников — перед отправлением на охоту в честь покровителя охоты Афсати, вокруг убитого молнией в честь громовержца Уасилла, на ежегодных семейных и жертвенных праздниках, посвященных богу путников и воинов Уастырджи, покровителю домашнего скота Фалвара. К врачевальным относятся песни, обращенные к духу Аларды, насылающему оспу. Обрядовые и трудовые песни относятся к самым древним пластам народной музыки. Исполняются они в традиционной манере хорового двухголосия, однако, намного проще героических. Их композиционную основу составляет, как правило, одна двух- или трехтактная фраза, которая
зо