Ви є тут

Музыкально-критическое наследие Серебряного века : самоинтерпретация эпохи

Автор: 
Свиридовская Нина Давидовна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2009
Артикул:
298392
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
СТР
Введение 3
Глава I «Эпоха РиШгит и Рк^иатрегГесЩт» 55
§1. «Органическая эклектика»
Очерк 1. «Пророк России или подражательный новатор?» 63
§2. «Вглядываясь в Х1Х-ЫЙ» 75
Очерк 2. И. Лапшин: заветные думы о музыке 82
§3. «Чары современности» 111
Очерк 3. «Все лики - ипостаси единого» 117
§4. «Миры искусств» 160
Очерк 4. «Модернизм и музыка» 172
§5. «К новым берегам» 193
Очерк 5. Реварсавр: революционный Арсений Авраамов 210
Глава II. «Истории русской музыки не существует...» 226
Очерк 1. Б. Шлецер: введение в творчество 237
Очерк 2. Ранние литературно-критические работы А. Лурье 287
Заключение 322
Библиография 326
2
ВВЕДЕНИЕ
История литературы - не есть только история писателей и их произведений, несущих в общество те или иные идеи, по и история читателей этих произведений
Н. Рубакин
Для всякого воспринимающего
художественное произведение ценность значение последнего заключается в наиболее ярком проявлении личности творца в наибольшем соответствии ее с личностыо восприн имателя
С. Дягилев
Судьба и история распорядились так, что словосочетание «грань веков» для России наделено почти мистическим смыслом: основные глобальные изменения в жизни, а, как следствие, в культуре происходят именно в эти периоды. Достаточно вспомнить смуту начала XVII века, коренной «петровский перелом» XVIII века, социально-политические потрясения XIX века. Не составляет исключения наступивший XXI век, объективная культурологическая оценка которого - дело будущего, но констатация нестабильности возможна и сейчас. В том же ряду один из ярчайших отечественных феноменов - Серебряный или Платиновый век (конец Х1Х-начало XX веков), часто называемый Русским культурным Ренессансом. Полный противоречий, многоликий это был период, когда ощущение экстатического подъема и мистических озарений сочеталось с эсхатологическими предчувствиями; время, наполненное желанием радикального преобразования действительности; момент расцвета философии, поэзии и всех видов искусства; этап переоценки ценностей, кардинальных изменений' традиционной природы творчества, утраты его привычных свойств и рождения неожиданных, порой парадоксальных художественных языков: «Появились новые души, были открыты новые источники творческой жизни, видели новые зори, соединяющие чувства заката и гибели с чувством восхода и с надеждой на преображение жизни»1.
1 Бердяев Н. Самопознание. М:, 1998. С. 130.
3
культуры, которая Нами возникнет и нас же отметет» (С. Дягилев)100. «Мы - над бездною ступени, / Дети мрака, солнце ждем: / Свет увидим - и, как тени / Мы в лучах его умрем» (Д. Мережковский «Дети ночи»). «Погрузиться в глубь бездны -в ад или в рай, какая разница? В глубь неизвестного, чтобы обрести новое» (И. Коневскнй)101.
Художники жаждали «жить удесятеренной жизнью» (А. Блок), были одержимы идеей радикального обновления («зародилось новое и великое искусство», А. Лядов), поиском новых принципов творчества и образов, способных разрушить сложившиеся стереотипы: «В застывших схемах искусства, как и всюду, приходит время и какая-то молодая, неведомая сила изнутри начинает работу разрушения <...>. Это борьба за новые, широкие и смелые горизонты, которые угадываются более талантливыми молодыми художниками. Эго разрушение -созидание <...>. Выросли крылья! - Тесно и скучно в старом, насиженном гнезде» (И. Сац)102. «Лишь гам, где искусство отрешилось от догмы и формулы школы, живет настоящее искусство, согласие, общение <...>. Жизнь беспрерывно создает новые формы, и новые формы жизни требуют нового искусства» (А. Шервашидзе)'03. Особенно востребованными подобный подход и установка на радостное культурное строительство оказались в революционную эпоху, так как были созвучны формирующейся идеологии с ее верой в светлое будущее и., технический прогресс.
На страницах журналов и газет велись острые полемические споры относительно путей развития искусства. Практически все издания имели определенные эстетические установки, декларируемые в первых же номерах. По этим манифестационным заявлениям интересно проследить за изменениями общественного сознания. К примеру, в 1899 году А. Бенуа следующим образом определил программу «Мира искусства»: «Не гнушаться старого и хотя бы вчерашнего, но быть беспощадным ко всякой сорной траве, хотя бы модной и уже
100 Дягилев С. Речь «в час итогов»// Весы. 1905. №4. С. 45-47.
101 Коневский И. Статья о Ж. Лафорге «Предводящий протест новых поэтических движений». Цит. по: Маковский С. На Парнасе Серебряного века. М., 2000. С. 274.
102 Сац И. Музыкальные заметки (Москва)// Золотое руно. 1906. №3. С. 114-115.
10 ШервашидзеА. Индивидуализм и традиция. Александр Бенуа к Морису Денису// Золотое руно. 1906. №3. С. 71-72.
37
приобретшей почет и могущей доставить журналу шумный внешний успех. В художественной промышленности избегать вычурного, дикого, болезненного и нарочитого, но проводить в жизнь, подобно Моррису, принцип спокойной целесообразности, иначе говоря, истинной красоты»104. Близкие цели преследовали н редакгоры литературного журнала «Золотое руно». Примат художественного, религиозного творчества над реальностью подчеркивался в теоретических установках символистского журнала «Труды и дни»105.
Спустя небольшой промежуток времени (десять лег с момента появления «Мира искусства») сходные задачи, но решаемые совершенно иными средствами, будут ставить перед собой издатели журнала «Аполлон»: «В самом заглавии -избранный нами путь. Это, конечно, менее всего - найденный вновь путь к догмам античного искусства. Классицизм - подражание совершенным художникам Греции и Ренессанса - если и возможен опять, то лишь как мимолетное увлечение или как протест против бесформенных дерзаний творчества, забывшего законы культурной преемственности. Действительно, этот протест ощущается теперь и в литературе, и в пластических искусствах, и возможно, что ему суждено определиться яснее, формальнее. Но широкий путь “аполлонизма”, который грезится нам, не может совпасть с легкой, утоптанной школьными учителями всех веков, дорожкой, ведущей к Парнасу <...>. Аполлон - только символ, далекий зов из еще непостроенных храмов, возвещающих нам, что для искусства современности наступает эпоха устремлений - всех искренних и сильных - к новой правде, к глубоко-сознательному и стройному творчеству: от разрозненных опытов - к закономерному мастерству, от расплывчатых эффектов - к стилю, к прекрасной форме и к животворящей меч ге»106.
Музыкальная журналистика также не могла остаться в стороне от всех этих проблем, несмотря на то, что многое доходило до нее с заметным опозданием.
104 Письмо к Е. К. Четвертинской (апрель 1898). Бенуа А. Возникновение «Мира искусства». М., 1998. С. 31-32. Подробнее об объединении «Мир искусства» и их журнале см.: Гусарова А. «Мир искусства». М., 1972; Лапшина Н. Мир искусства. М., 1977; Петров В. «Мир искусства». М., 1975; Соколова Н. «Мир искусства». М.—Л., 1934; Стернин Г. Художественная жизнь России на рубеже Х1Х-ХХ веков. М., 1970. С. 248-249 и др.
|СЪ Метнер Э. Вступительное слово редактора //1 руды и дни. 1912 №1. С. 56-57.
106 Вступление// Аполлон. 1909. №1. С. 3.
38