Ви є тут

Теоретические проблемы концертности и концертирования в музыкальном искусстве

Автор: 
Ахмедходжаева Назира Махкамовна
Тип роботи: 
кандидатская
Рік: 
1985
Кількість сторінок: 
199
Артикул:
134214
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
стр.
ВВЕДЕНИЕ ............................................ 3
1. О ПОНЯТИЯХ КОНЦЕРТНОСТИ И КОНЦЕРТИРОВАНИЯ 14
1.1. Характеристика использования понятий концерт-ности и концертирования в советском музыкознании-................................................................... 14
1.2. Пути построения дифференцированных понятий концертности и концертирования........................ 34
2. О РОЛИ КОНЦЕРТИРОВАНИЯ В РДЗВИЙ® МУЗЫКАЛЬНОГО
ИСКУССТВА....................V..,].................. 46
2.1. О природе концертирования........................... 51
2.2. О музыкальном профессионализме и некоторых тен-
денциях в развитии европейского и восточного типов профессиональной музыки........................97
3. О ПРИРОДЕ КОНЦЕРТНОСТИ..............................125
ЗАКЛЮЧЕНИЕ .........................................171
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ..................180
ПРИЛОЖЕНИЕ
Одна из ведущих тенденций современной отечественной науки -внимание к проблемам фундаментального плана. В полной мере это относится и к теоретическому музыкознанию. В исследованиях такого рода изучаются явления, имеющие большое значение для музыки как искусства, для музыкальной деятельности в целом. В подобных трудах нередко встает вопрос о содержании и объеме понятий и категорий, обозначающих такие явления, вопрос об уточнении границ некоторых из используемых понятий, об их соотношениях. Практика показывает, что углубленное рассмотрение их ( и в первую очередь тех, которые укоренились прочно и давно, распространены особенно широко и поэтому на поверхностный взгляд лишены научного интереса) сулит исследователю много неожиданных находок. Справедливо замечает по этому поводу Е.В.Назайкинский: " Выработанные в сфере музыкознания при всей их (понятий теории музыки - H.A.) специфичности и кажущейся технологической ориентированности, они нередко обнаруживают такие возможности обобщения, какие свойственны эстетическим и философским понятиям, понятиям математики. Таковы, например, понятия лада, гармонии, контрапункта, консонанса, симфонизма, концертности и т.д. Музыкально-эстетическая разработка этих понятий, повышение их общеэстетического художественного потенциала - перспективный путь развития теории музыки и анализа музыкальных произведений" ( 3. 4, 93).
Особую актуальность для музыкознания представляют такие явления (и обозначающие их понятия), которые занимают как бы пограничные зоны: например, между структурой музыкального произведения и восприятием, между индивидуальным и коллективным типами восприятия, между содержанием произведения и его формой и т.п.
К числу подобных межструктурных явлений и относится концертность, а также ряд неотрывно связанных с ней явлений.
23
зумевают диалогический,ансамблевый тип музыкального изложения.
В других текстах Б.В.Асафьева (4.4,221-222,236), С.С.Скребкова (4.66,75), Н.Д.Успенского (4.64,8), Ю.Н.Хохлова (4.79,6),И.О. Барсовой (5.8,250), Л.Н.Раабена (5.50,250),И.К.Кузнецова (7.3, 16) концертирование - это ярко выраженное солирование,монологическое высказывание, тесно связанное с виртуозностью,блеском, техническим совершенством, либо - с импровизационными моментами.
Наглядно отражено противоречие в понимании концертирования в трудах Т.Н.ЛИвановой. Так, в книге " Музыкальная драматургия И.С.Баха" автор пишет: " всякая активизация средних голосов в ансамбле или в сольном произведении, - если она не связывалась с чисто полифоническими принципами, - уже воспринималась как концертирование..." (4.38,94). В данном случае под концертированием понимается активное ансамблевое соотношение средних голосов многоголосного целого. В учебнике же "История западноевропейской музыки до 1789 года", в связи с рассмотрением истории инструментального концерта, концертирование подразумевает иное явление - выделение солирующего голоса из общего состава: "На протяжении едва ли не целого века подготавливались и шли внутри иных жанров процессы дифференциации отдельных партий ансамбля..., связанные с тенденцией концертирования или выделения солирующего голоса из общего состава" (4.35,566)
Особого внимания заслуживает вопрос о дифференцированнос-ти понятий концертности и концертирования,поскольку характерной чертой употребления этих терминов является недостаточная четкость разделения их значений. Примером этого является следу-
I Данное противоречие в понимании концертирования фактически отражает внутреннее противоречие самого явления.
24
щая цитата из учебника Т.Н.Ливановой: "...в четырех-пятиголос-ном мадригале верхний голос исполнялся талантливым певцом с"ди-минуциями" (то есть с украшениями), тем самым резко отделяясь от других, - и это уже становилось признаком"концертирования" того времени. Противопоставление различных хоровых и инструментальных групп в крупных произведениях венецианской школы воспринималось как другой признак"концертности"(4.35,567).
Несмотря на широко распространившееся отождествление понятий концертности и концертирования, в музыкознании имеет место и тенденция к разграничению их содержания. Суть ее заключается в том, что понятие концертирования чаще соотносится с явлениями сугубо музыкальной сферы - либо с деятельностью музыканта - исполнителя, объективируемой в ситуации публичного концерта,либо с особым типом движения голоса музыкальной фактуры,наделенного определенной,собственно концертной образностью. Как видно,характерными чертами этих явлений становится, во-первых,их конкретность,осязаемость, во-вторых, деятельностная,"двигательная" природа.
Понятие же концертности явно тяготеет к более высокому обобщению, демонстрирует свои потенции к выходу за пределы музыковедческого понятия в сферу понятий эстетических или психологических. Д.В.Житомирский, например, полагает, что концертность-понятие одного уровня с симфонизмом:"Концертность родственна и теснейшим образом переплетается с симфонизмом: им в одинаковой мере могут быть свойственны крупные масштабы выразительных средств и, в соответствии с этим, - обобщенность образов. Но в то время как в симфонии часто наблюдается уклон в сторону интеллектуальной обобщенности, философичности, -всфере концертности обычно полнее проявляет себя непосредственно чувственное