Ви є тут

Литургия в творчестве русских композиторов конца XVIII-XX веков : Специфика жанра и организация цикла

Автор: 
Ковалев Андрей Борисович
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2004
Артикул:
275037
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение...................................................... 5
Глава I: Авторский хоровой цикл литургии:
богослужебный и музыкально-художественный аспекты . 16
§ 1. Проблемы жанровой ориентации, содержания и стиля авторского литургийного цикла................................ 17
1.1. Литургия в жанровой системе духовно-музыкального искусства....................................... 17
1.2. Исторический процесс жанрового расслоения в литургии..................................................... 21
1.3. Жанровая специфика храмовой ветви
литургии..................................................... 29
1.4. Жанровая специфика концертной ветви
литургии..................................................... 35
§ 2. Проблемы организации авторского литургийного цикла.
Богослужебная структура и принципы музыкальной
композиции................................................... 41
2.1. Литургия как исторически типизированная композиция. Богослужебная структура................. 44
2.2. Литургия как индивидуальная музыкальная композиция. Общие принципы организации цикла. 52
§ 3. Канон и эвристика в литургии. Проблема
индивидуального творчества в сакральной сфере................ 61
3.1. Соотношение сакральной и художественной сфер в русской духовной музыке. Научно-теоретические подходы............................... 63
3.2. Канон и канонические модели в богослужебнопевческой системе литургии.......................... 67
3
Глава II: Литургия в творчестве русских композиторов конца XVIII - начала XX веков................................ 77
§ I. Литургийный цикл в творчестве композиторов эпохи «русского классицизма» конца XVIII - начала XIX веков (М. Березовский, Д. Бортпянский, А. Ведель, С. Давыдов,
П. Турчанинов): принципы композиции, проблемы жанрового содержания и стиля........................................... 77
1.1. Принципы композиции литургийного цикла
конца XVIII-начала XIX веков........................ 79
1.2. Жанровое содержание и стиль литургии конца
XVIII - начала XIX веков............................ 87
§ 2. Литургия Иоанна Златоуста ор. 41 П. Чайковского. Богослужебный канон и авторское художественное
творчество................................................. 94
§ 3. Литургийный цикл в творчестве композиторов московской школы Нового направления конца XIX- начала XX веков (С. Рахманинов, А. Гречанинов, А. Чесноков,
П. Чесноков). Синтез традиционных богослужебных форм с художественными формами профессиональной музыкальной культуры XIX века........................................... 108
3.1. Жанровое содержание, стиль, канонические
модели в литургии Нового направления............... 113
3.2. Принципы композиции литургии Нового направления........................................ 119
Глава 111: Лнтургня в творчестве русских композиторов последней четверти XX века (Н. Сиделышков, В.
Успенский, В. Кнкта). Специфика жанра и организации цикла в контексте возрождения православной культуры на новом историческом этане................................. 135
28
гийных циклов рубежа Х1Х-ХХ веков, апробированных в концертном исполнении. Во-первых, это - совершенно четкое и недвусмысленное указание автора на изначально небогослужебнос предназначение «Демс-ствснной литургии», читающееся наряду с пояснениями самого А. Гречанинова в книге «Моя жизнь» в самом названии сочинения. Напомним, что на рубеже Х1Х-ХХ вв. понятие «демество» подразумевало один из родов внебогослужебного назначения духовно-музыкальных сочинений - для домашнего музицирования или пения6 (что, однако, не следует смешивать с характером и назначением одного из традиционных церковных распевов - демественного). Во-вторых, это - наличие в произведении инструментального сопровождения, что однозначно противоречит православной храмовой традиции.7
И наконец, качественно иная фаза процесса жанровой диффузии наблюдается в последней четверти XX века, времени постепенного возвращения к ценностям православной культуры после многих лет богоборчества. Этот период характеризуется созданием огромного количества сочинений библейско-христианской тематики в самых различных формах, в том числе и богослужебных (отдельные песнопения и циклы). Вопросы, связанные с их истоками в духовной и светской музыкальной культуре России предшествующих периодов, а также с социальным функционированием в 80-90-х годах XX века будут нами рассмотрены в третьей главе настоящей диссертации. Сейчас же нам важно отметить, что одним из ярких примеров, характеризующих уровень жанрового расслоения литургии, является сам факт появления Литургии св. Иоанна Златоуста Н. Сндельникова, которую мы рассматриваем как новое жанровое образование - литургический концерт (с определенными оговор-
5 Так, например, впервые Литургия №2 А. Гречанинова была исполнена хором под упр. Л. Васильева.
0 Уже будучи в эмиграции, Л. Гречанинов несколько пересмотрел свой изначальный замысел создания литургии для «домашнего пения» и довел это сочинение до крупной концертной формы.
29
ками по поводу отсутствия необходимой временной дистанции для объективной оценки настоящего художественного явления).
Теперь мы подошли к проблеме жанрового содержания и стиля литургии, по-разному проявляющихся в каждой из двух ее ветвей.
1.3. Жанровая специфика храмовой ветви литургии.
Храмовое содержание напрямую связано с самой сущностью литургии как главного православного богослужения, с ее назначением и сакральным смыслом. Все это можно сформулировать как всеобщее единение людей через причастие Тела и Крови Христа, через познание Бога и соединение с ним во святом Таинстве. Об этом свидетельствуют и святоотеческие писания: «Преподание одного и того же хлеба и общей чаши для всех <...> внушает причащающимся, как питающимся единою пищею, единение духа» (Дионисий Лреопагит - 25, 575); «Так как мы причащаемся от единого хлеба, то все делаемся единым телом Христовым и единой кровью и членами друг друга, составляющими одно тело со Христом» (Иоанн Дамаскин - 31, 340)\ «В Божественной литургии заключается чудная, объединяющая сила молитвы за всех, сродняющая все души!» (Иоанн Кронштадтский - 46, 120). О духовном единении всех собравшихся в храме - предстоятеля (священника), клира и народа неоднократно напоминает и сам текст литургии: «Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы»; «и даждь нам единеми усты, единем сердцем славити и воспевати пречестное и великолепос имя Твое...» [2,125, 150].
Принцип духовного единства всех присутствующих на богослужении определяет и соотношение элементов системы функционирования музыкального искусства (композитор - исполнитель - слушатель) в храмовой ветви литургии. Отсюда - одним из главных признаков ее жанрового содержания мы можем назвать соединение в единое целое исполнителей и слушателей (в данном случае священнослужителей, кли-
7 Правда, N1. Рахманова упоминает об исполнении отдельных частей «Демественпой литургии» в варианте а сарсИа в православных храмах Русского Зарубежья [189,210].