Ви є тут

Традиции литургического пения старообрядцев поморского согласия Западной Сибири

Автор: 
Полозова Ирина Викторовна
Тип роботи: 
кандидатская
Рік: 
2000
Кількість сторінок: 
210
Артикул:
133525
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение................................................... 3
Глава I. Историко-этнографический аспект бытования........ 17
Глава 2. Традиции и специфика чинопоследования суточных
служб.............................................. 56
Глава 3. Стилистические особенности богослужебною пения 91
Заключение............................................... 152
Литература...............................:............... 159
Приложение............................................... 178
Нотные примеры......................................... 179
Рукописные и печатные редкие книги..................... 209
ВВЕДЕНИЕ
Отечественная музыкальная медиевистика обладает уже сложившимися традициями в изучении певческих памятников Древней Руси. Это позволило создать основательную базу для формирования принципов исследования в области русской певческой палеографии, истории и теории певческого искусства, музыкальной эстетики русского средневековья. В начале XX в. исследователями богослужебного пения Русской Православной Церкви была осознана роль старообрядчества в изучении отечественной средневековой культуры.
В социально-культурной жизни России XVII - XX вв. старообрядчество представляет особое, уникальное явление. Ориентированное на средневековые каноны, оно принципиально канонично и традиционно. На протяжении трехвекового существования старообрядчество, в том числе поморской субконфессии, сумело сохранить литургические традиции и ментальность средневековой Руси.
Актуальность рассмотрения литургической практики1 старооб-
1 Понятие литургическая практика в данной работе предполагает включение в себя различных компонентов, составляющих богослужебное действо: собственно обрядовую сторону, чинопоследование службы, певческое исполнение песнопений и т. п. Такое расширенное понимание термина предлагает И. А.. Гарднер, который обосновывает понятие русского литургического музыковедения. По мнению иссле-
20
На Выге скрывались иноки, бежавшие из Соловецкого и других монастырей после их разгрома. На это, в частности, указывает И. Филипов: «...старожитнии они отцы остальцы Соловецкия и прочих обителей крыяхуся по пустыням поморским, около Онега озера, в Шунге, в Толвуи, в Повенце, паче же в сей Выговской и Водлозерской пустынях» (175, с. 80). Преемственность выговцами соловецких традиций проявляется в основных догматических, уставных и обрядовых вопросах.
Духовная деятельность поморцев способствовала идеологическому обоснованию беспоповского толка и его объединению на территории России. За период своего существования поморское согласие создало не только разветвленную сеть приходов, но, главное, свою идеологию. Духовные взгляды выговских старообрядцев формировались в соответствии с обличительными посланиями пустозерских старцев («Книга обличений» отцов Лазаря и Епифания, «Ответ православных» и «Послание об Антихристе» отца Федора), сочинений протопопа Аввакума. Основные черты беспоповской идеологии были отражены на соборах 1692 - 1694 гг. и др.
Одним из ведущих постулатов старообрядчества XVII в. явилось эсхатологическое учение, основанное на развитии концепции «Москва - III Рим» и идея «единственности Русского Православия». По мнению старообрядцев, изменения в русской церковной обрядности по греческому образцу приведут православие к катастрофе, после которой в мир придет антихрист и наступит конец света.
Ко времени основания Выговской пустыни эсхатологические представления пород или настроения аскетизма в жизни первых поколений поморцев. Выговцы жили «нужным и скудным и пусгынным житием, с лучиною в часовне скудно и мало вельми. А колокол тогда не было, в доску звониша, и дороги с волостей к ним в пустыню тогда еще не
21
было, на лыжах с ксрежами хождаху» (175, с. 107). Эта тенденция проявлялась и в случаях самосожжения, когда староверы, отрицая принятие нововведений в богослужебном обряде, шли на смергь.
В 1702 г. на Выге А. Денисовым был написан первый дисциплинарный Устав общежительства. Проникнутый духом аскетизма и эсхатологическими идеями, он послужил основой этических норм поведения беспоповцев.
Другой принципиальный момент беспоповской идеологии заключается в том, что священство не является безусловно необходимым для Церкви. Отрицая священство нового ставлсния, беспоповцы следовали выражениям Иоанна Златоуста: «Сами себя освящайте, сами себе священниками бывайте» и «каждый христианин есть священник». В связи с отсутствием института священства беспоповская идеология отменила таинства миропомазания и елеосвящения. Некоторые функции священства в беспоповских общинах выполняют духовные наставники, которые выбираются из простых мирян. Они совершают таинства и отправляю! богослужения.
Поморцы угверждают незыблемость исторически сложившихся устоев русской жизни, и следовательно, незыблемость богослужения. По мнению Е. М. Юхименко, выговцы, обладая исторической памятью, «осознали свою нспрерывающуюся связь с прежней, дониконовской Россией» (110, с. 7). В то же время изменения, вызванные новой практикой бытования старообрядчества, вынуждали поморцев адаптировать складывавшиеся веками богослужебные традиции. Осознание и обоснование этих изменений способствовали созданию полемических сборников, в том числе и компилятивных, а также новой редакции богослужебного устава. Кроме того, со временем на Выге появляются адаптированные богослужебные обряды и книги. Так, первый уставщик пустыни Петр Прокопьев составил Четьи Минеи (110, с. 7), а на