СОДЕРЖАНИЕ
Введение..........................................................с.2
Глава I. Этапы исторического развития башкирской композиторской
школы..................................................с.16
§ 1. Становление и развитие национальной композиторской
школы Башкортостана: 1920-1970-е годы..................с.16
§ 2. Основные тенденции развития башкирской музыки 1970-х - 2000-х годов..................................с.ЗЗ
Глава II. Симфония в современной музыке Башкортостана............с.62
§ 1. Р. Сабитов. “Маленькая симфония в народном стиле” с.63
§ 2. А. Сальманова. Симфония “Аркаим”..................с.69
§ 3. Р. Касимов. Третья и Четвертая симфонии........... с.74
§ 4. С. Низаметдинов. Вторая симфония на стихи
B.Загорянског о........................................с.86
Глава III. Опера в современной музыке Башкортостана..............с.98
§ 1. Традиции национальной классики в последних операх
3. Исмагилова и в опере “Шонкар” А. Кубагушева......... с.99
§ 2. О современной стилистике музыкального театра
C. Низамстдинова.......................................с.116
Глава IV. Современная концепция творчества: индивидуальные композиторские стили А. Кубагушева, А. Сальмановой,
Р. Сабитова............................................. с. 136
Заключение.......................................................с. 180
Библиографии.....................................................с. 186
Приложение
1.Основные мелодико-стилистические разновидности башкирского фольклора с. 200
2.Народный инструментарий с. 212
3.Биографи и с. 214
4.Списки сочинений композиторов с. 220
5.Картины художников...................................с. 224
1
ВВЕДЕНИЕ
Профессиональная башкирская музыка в конце XX века переживает бурный этап развития, несмотря на достаточно короткий срок существования национальной композиторской школы.1
В целом национальная композиторская школа Башкортостана насчитывает всего около восьми десятилетий в своем развитии. При этом на 1980-1990-е годы приходится один из наиболее активных ее этапов.
В эти годы одновременно протекает творческая деятельность нескольких поколений башкирских композиторов. Показателем художественной значимости созданных произведений является нарастающий интерес к художественному наследию у слушателей и специалистов-музыковедов. Так, произведения молодых композиторов Башкортостана становятся известными не только в республике, но и за рубежом.2
Исследованию различных аспектов музыкального творчества башкирских композиторов посвящены работы Л.Н. Атановой, Т.Н. Ахмадеевой,
Э.И. Давыдовой, Е.Р. Скурко, Т.С. Угрюмовой, H.A. Еловской, Г.С. Галиной,
З.А. Имамутдиновой и др. Большинство из них имеют обобщённую тематику, связанную с проблемами становления жанров профессионального музыкального искусства Башкортостана. Музыковедческие исследования в основном касаются творчества башкирских композиторов первого и второго поколений, то есть творчества основоположников профессиональной музыки Башкортостана, которое изучено достаточно всесторонне. На этом фоне значительно реже появляются работы, посвященные творчеству молодых башкирских композиторов. Назовем статью Н. Еловской “Концерт для скрипки с оркестром Л.Исмагиловой” (Уфа, 1988), а также “Очерки современной му-
1 Союз композиторов Башкирии был организован в г. Уфе постановлением Совнаркома БАССР от 2 февраля 1940 года.
2 Р.Касимов был дважды удостоен звания дипломанта международного конкурса в Токио (1993, 1997). За Четвертую симфонию композитор получил первое место на Республиканском конкурсе, посвященном 55-летию Победы. В 1979 году С.Низаметдинову была присуждена Третья премия на Международном конкурсе незрячих композиторов в Праге за романсы на стихи А.Блока. В 1988 году за вокальный цикл “Черновик" на стихи Н.Турбиной он получает Вторую премию. Сочинение И.Хисамутдинова “Two steps to jazz” взято в библиотеку международной ассоциации фортепианных дуэтов и т.д.
2
кального мышления при опоре на нормы классической музыки XIX века, прежде всего русской, пришли башкирские композиторы к 70-м годам XX века. При этом творческое воссоздание фольклорной интонации оставалось характерным для башкирских композиторов старшего поколения (3. Исмаги-лов, X. Ахметов, Р. Муртазин, Н. Сабитов и др.).
3. Середина 1970-х гг. до наших дней. - “Современный” период, когда башкирское композиторское творчество вливается в русло тенденций, характеризующих современную музыку. При этом хронологически он охватывает как десятилетия прошлого, XX века, так и, фактически, если исходить из стилевых тенденций, самое начало нынешнего столетия.
Его характеризует Е.Р. Скурко как этап ’’новой музыки", ознаменованный стилевым переломом. Музыкальная культура Башкортостана представлена в это время несколькими поколениями композиторов:
- старшего (Х.Ахметов, З.Исмагилов, которые остались верны методам, выработанным в прежние годы),
- среднего (Л. Исмагилова, Р.Газизов, Д.Хасаншин, Р.Хасанов),
- молодого (С.Низаметдинов, А.Кубагушев, Н.Даутов, Р. Сабитов и др.) Среднее и молодое поколения ориентируются в основном на современные художественные тенденции XX века; некоторые стремятся к продолжению традиций старшего поколения.
32
§ 2. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ БАШКИРСКОЙ МУЗЫКИ 1970-2000-х ГОДОВ
“Переменным временем для отечественной музыки явился рубеж 1950-1960-х годов, отразившийся на всех видах творчества. Общие тенденции гуманизации творчества, отказ от социальной ориентированности придают отечественному искусству этого времени новые черты: происходит поворот от экстравертности образов, зарисовок внешне обусловленного мира -к личности, человеческому характеру. Преобладающей становится интро-вертность, т.е. внутренняя мотивация образов, сюжетов, художественной концепции”. Эти тенденции, возникшие в отечественном музыкальном искусстве 60-х годов, десятилетием позже проявились в башкирской профессиональной музыке 70-х годов.
Как пишет Т.Левая: “Десятилетия не просто сменяют друг друга, но взаимопроникают, вступают в диалог... Если представить себе этот диалог в виде схемы, то мы получим приблизительно следующее:
60-е годы 70-е годы
Обостренное чувство настоящего (характерное для социально активных эпох), публицистичность, конкретность факта, сиюминутность отклика.
Чувство памяти (характерное для рефлектирующих эпох), попытка осмыслить связь времен, потребность в обобщениях.
Пафос познания мира, экстравертный характер художественных интересов.
Пафос самоанализа, интраверт-ный характер художественных интересов.
Установка на художественный авангард.
Установка на традицию.
Анализ.
Синтез.’
39
33 Дурандина Е. Отечественная музыка в 1960-1980 гг Л Отечественная музыкальная литература. Вып.2, М.,
2002. С.115.
39 Левая Т. Советская музыка: диалог десятилетий // Советская музыка 70-80-х годов: стиль и стилевые диалоги. М., 1986. С. 10.
33
- Київ+380960830922