Ви є тут

Невербально-синестетический аспект музыкального восприятия : на материале инструментальной музыки барокко

Автор: 
Камышникова Светлана Валентиновна
Тип роботи: 
на материале инструментальной музыки барокко
Рік: 
2007
Кількість сторінок: 
192
Артикул:
172643
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение.......................................................3
ГЛАВА I. Невербальное мышление и синестетичность как
музыкально-художественный феномен...................15
1. Психологический аспект проблемы невербального мышления. ...15
2. Особенности вербальных и невербальных познавательных процессов.............................................34
3. Синестетичность художественного и музыкального мышления..............................................47
ГЛАВА II. Постижение музыкального смысла на невербальной
основе..............................................61
1. Невербальные способы музыкального восприятия............61
2 Межчувственные связи в восприятии барочной музыки........82
ГЛАВА Ш.Активизация невербально-синестетического восприятия
как музыкально-педагогическая проблема.......... 115
I. Современный отечественный опыт синестезийного
музыкального воспитания............................... 115
2 Межчувственные связи в изучении инструментальной
музыки барокко.........................................131
Заключение...................................................165
Приложение 1.................................................168
Приложение 2.................................................172
Приложение 3.................................................174
Приложение 4.................................................175
Литература....................................................176
ВВЕДЕНИЕ
Рубеж нового тысячелетия характеризуется ростом темпа и сложности жизни, ее научного и информационного уровней, существованием высочайших технологий. Все это требует от современного человека предельной мобилизации ресурсов мозга, развитости интеллекта. При этом происходит разрастание научно-технической сферы цивилизации, культивируются способности и сферы сознания, обеспечивающие бытие науки и техники.
Высокий уровень развития научно-технических знаний определяет рациональную направленность современной гносеологии и современного образования, где большую ценность имеют критико-аналитическая деятельность и рационально-логическая составляющие сознания, связанные с деятельностью левого полушария головного мозга. Логический уровень сознания признается высшей формой психического отражения, свойственной развитому человеку.
Образование транслирует те знания, которые открывает наука с помощью опыта и эксперимента, другие способы познания и освоения действительности принимаются во внимание в меньшей степени. «Поэтому в техногенной цивилизации процесс образования подчинен развитию рационального, преимущественно логико-вербального мышления, овладению основами наук» [156, с. 12].
Вместе с тем, происходящие в современном обществе коренные социальные изменения свидетельствуют о характерном для рубежа XX-XXI веков смещении доминантности от рационализма к целостности и холизму в видении мира, об ожидании крупных фундаментальных изменений в научном мировоззрении, в первую очередь, в областях гумани-
18
онных процессах, в высших психических процессах. Показательно, что последняя оппозиция в их схеме содержит указание на роль в правополушарном мышлении полимодальности, которая близка такому принципиальному для рассматриваемой в диссертации проблемы невербальному компоненту, как синестетичность:
Левое
модель мира дискретная осознанные стереотипы сознание
социальная значимость произвольная память рефлексия
мышление дискурсивное, понятийное формальная логика рескурсивно вычисляемые признаки объекта слова и понятия функционирование памяти в качестве хранилища знаков, выраженных словами
Правое
модель мира непрерывная подсознательные барьеры подсознание личная значимость непроизвольная память эмпатия
мышление интуитивное, чувственное и образное
динамическая логика целостное представление
образный язык
образование правосторонних следов в полимодальном виде, то есть в сочетании зрительных, осязательных, слуховых и двигательных элементов
Согласно традиционным выводам нейрофизиологии, у взрослых людей-правшей левое полушарие - вербальное, речевое, доминантное, отзечает за правую половину тела, управляет движениями правой руки и речью. Правое же полушарие как невербальное, неречевое, эмоционально-образное, отвечает за левую сторону тела, имеет слабые язы-
19
ковые возможности, играет решающую роль в восприятии искусства, в частности, музыки. Если словесная речь анализируется в левом полушарии, то все невербальные элементы коммуникации (жесты, мимика, просодические компоненты речи) воспринимаются правым полушарием. Полушария имеют также различную стратегию анализа ситуации: левое - пошаговую, правое - целостную.
Особенность левого полушария заключается в том, что оно «управляет речью, порождением и восприятием сообщений и усвоением и продуцированием логической информации» [17, с. 31], обрабатывает информацию последовательно, небольшими порциями. Именно оно отвечает за критико-аналитическую деятельность сознания, за процессы систематизации, категоризации, построение однозначного контекста, накапливает и перерабатывает данные о прошлых событиях. Левое полушарие ответственно за переработку знаковой информации, связанной с оперированием дискретными единицами, обеспечивает логичность, стройность и упорядоченность всей поступающей информации. Тесная связь левого полушария с речью обусловливает его особое влияние на осознание процессов и явлений.
Правое полушарие, наоборот, имеет более тесное отношение к осуществлению неосознаваемой психической деятельности. Кроме того, это полушарие связано с эмоциональными процессами, поэтому способно определять адекватное экспрессивное состояние. Для правополушарной ориентации характерны целостность, глобальность восприятия, «представительство признаков как бы самой действительности -конкретно-чувственных, ... эмоциональных» [140, с. 41]. Правополушарная работа сопровождается симультанной обработкой образов и впечатлений и имеет нелинейный характер, в котором присутствуют интуитивные скачки мысли, когда «человек, минуя последовательное,