Ви є тут

Традиционные аэрофоны татар Волго-Камья : Проблемы генезиса и исторической реконструкции

Автор: 
Макаров Геннадий Михайлович
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2004
Артикул:
275017
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ВВЕДЕНИЕ
2
ОГЛАВЛЕНИЕ
3
ГЛАВА I
ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ТАТАР ВОЛГО-КАМЬЯ.......................... 16
1.1. Древняя эпоха.................................. 20
1.2. Средневековая эпоха............................ 24
1.3. Новое время.................................... 33
ГЛАВА II
ШАЛМЕИ И НАТУРАЛЬНЫЕ ТРУБЫ.............................. 43
2.1. Пастушьи дудки татар-кряшен.................... 47
2.2. Пастушьи дудки татар-мишарей................... 53
^ 2.3. Волынки - сурнай, шыбыр, кубыз, бызгы........... 57
2.4. Натуральные трубы.............................. 74
ГЛАВА Ш
ФЛЕЙТЫ.................................................. 89
3.1. Продольные флейты казанских татар (по полевым материалам юго-восточных районов Татарстана)......... 98
3.2. Продольные флейты-кураи татар-мишарей........... 117
^ 3.3. Продольные флейты-кураи татар-кряшен............. 121
ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................... 137
НОТНЫЕ ПРИМЕРЫ........................................... 142
СХЕМАТИЧЕСКИЕ РИСУНКИ ИНСТРУМЕНТОВ...................... 152
ЛИТЕРАТУРА............................................... 155
*
3
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время в общественном^ сознании активизировались обусловленные общественными закономерностями развития интересы к этническому музыкально-эстетическому наследию, к решению проблем исторической преемственности' в культуре и возрождению традиционных ценностей- (Баллер, 1987). В' результате для татарской культуры актуализировалась проблема научного изучения, реставрации и практического освоения видов и типов народных инструментов, которые относились к различным историческим эпохам и уже полностью исчезли из музыкального быта. К инструментам, которые необходимо изучить в научном, искусствоведческом плане, а также вернуть в арсеналы современной художественной культуры татарского народа, относятся и традиционные духовые инструменты.
В 90-е годы XX века в научных трудах музыковедов Татарстана (А.Л. Маклыгин, В.Р. Дулат-Алесв, Л.В. Бражник, З.Н. Сайдашсва) предметом целенаправленных исследований становится история развития традиционного искусства татар: и других народов Поволжья в эпоху становления новоевропейских форм культуры (уход старых: форм или их адаптация, приход новых явлений). Объектом изучения становятся и более ранние периоды истории музыкального искусства (З.Н. Сайдашсва, III.X. Монасыпов, НЛО. Альмеева, В.И. Яковлев, Р.Ф. Халитов).
Исходной точкой таких исследований является, как правило, период преобразований в татарской культуре, когда позднее средневековье сменилось «новоевропейским временем» (2-я половина XIX века), и далее изучаются судьбы этнического искусства в XX веке. Очевидно, что решение этой большой проблемы связано с необходимостью комплексного рассмотрения генезиса татарской культуры, в том числе и этнической инструментальной культуры татар, причем не только в новом времени, но и в древности и сред-
2. Средневековье (X - середина XIX вв.), когда образовались первые государства и определились локальные варианты мировых религий. Это время проживания предков современных татар в Булгаре ком государстве, Золотой Орде, Казанском ханстве, в составе России.
3. Новое время (середина XIX - XX вв.), когда постепенно сформировались нации современного типа с новоевропейским типом культуры, но с сохранением слабоприметных реликтов староэтнического искусства.
Инструментальная культура этнических сообществ Волго-Камья несет в; себе следы тех процессов развития искусства, которые происходили на просторах Евразии в течение нескольких тысячелетий. Это наследие представляет собой сложное явление духовной и материальной культуры, подлежащее историко-стилевой стратификации.
Большая работа в области методики изучения инструментов, их классификации, идентификации проявлений инструментальной культуры была проделана М.Н.Нигмедзяновым, Р.Ф.Халитовым, В.И.Яковлевым. В монографии-
В.И.Яковлсва собраны и проанализированы ранее разрозненные источники, отражающие историю формирования музыкально-инструментальной культуры Волго-Камского региона. Он вычленил группы источников: археологические, письменные, этнографические, музейные и иные. Автор считает: «Каждая группа источников сама по себе, несомненно, имеет большое значение для исследования музыкального инструментария. Однако только лишь комплексное изучение различных источников, их. многоаспектный анализ, дает, по нашему мнению, возможность адекватно воспроизвести историю формирования и развития; музыкального инструментария народов Волго-Уралья, начиная с глубокой древности вплоть до настоящего времени, вычленить в этом процессе основные этапы. В плане исследования различных этапов истории формирования и развития музыкальных инструментов народов Волго-Уралья информативный потенциал тех или иных групп источников неодинаков» (Яковлев, 2001. С. 17). Автор справедливо утверждает, что археологические источники позволяют обратиться к изучению музыкального ин-