Ви є тут

Музыкальный театр Арриго Бойто

Автор: 
Шапарчук Ольга Владимировна
Тип роботи: 
Дис. канд. искусствоведения
Рік: 
2004
Артикул:
172926
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ стр.
Введение...................................................................3
Глава 1. Арриго Бойто: художник и время
1.1. Проблема синтеза в эволюции романтического музыкального театра XIX века и его жанровые разновидности.........................................22
1. 2. Годы учения и творческого становления. Первые сочинения..........26
1. 3. Период творческого расцвета. Философские идеи. Эстетика. «Мефистофель» ...........................................................39
1. 4. Сотрудничество с Верди. «Симон Бокканегра». «Отелло». «Фальстаф». 51
1. 5. Последний период жизни и творчества. Историческая трагедия и опера «Нерон». Элеонора Дузе..............................................56
Глава 2. Мифологический театр Арриго Бойто и проблемы фаустианства
2. 1. Фаустианство в музыкальном искусстве XIX века....................61
2.2. Художественная концепция и драматургия оперы «Мефистофель» 80
г
Глава 3. История и миф в опере Бойто «Нерон»
3. 1. Историческая проблематика в традиции итальянской оперы..........110
3. 2. Исторические и мифологические источники, общие принципы драматургии оперы «Нерон».....................................................116
3. 3. Музыкально-драматургический и симфонический процессы в опере
«Нерон». Вокальные формы.................................................141
Заключение. Культурно-исторический синтез в творчестве Арриго Бойто 158
Библиографический список.................................................162
Приложение...............................................................173
Нотные примеры......................................................... 185
3
ВВЕДЕНИЕ
В романтической дымке ушел в прошлое «страдальческий и великий» по определению Томаса Манна XIX век (94, 102). Ушел, оставив многие вдохновенные страницы, прочитанные и непрочитанные шедевры, множество неразгаданных тайн. Дописал или не дописал свою симфонию Шуберт, виновата ли Жорж Санд в кончине Шопена, что скрывается за легендой о союзе дьявола и Паганини? Множество подобных вопросов еще не разгадано в музыкознании. Немало их сокрыто за «прелестью и безобразием», по выражению П. Чайковского, итальянской оперы. Несмотря на повсеместную и безусловную популярность многочисленных оперных шедевров итальянских композиторов XIX века, их активное функционирование не только в условиях оперного театра, но и в быту, на радио, телевидении и даже на стадионах, в отечественном музыкознании и сегодня отсутствуют масштабные, исчерпывающие монографии, посвященные как целостному процессу развития музыкального искусства Италии этого периода, так и творчеству отдельных, даже очень значительных композиторов. Возможно, такое невнимание к итальянской опере уходит корнями в отечественную критику XIX века, когда А. Серов, П. Чайковский, В. Стасов и даже И. Тургенев, защищая новаторскую русскую национальную школу, весьма пренебрежительно отзывались о «засилье итальянской оперы», ее драматургических и прочих штампах. Это сказалось и на оценке итальянской оперы в музыкознании советского периода, когда порою проступало несколько снисходительное отношение к этой «несимфоничной музыке» (вагнеровский афоризм об оркестре Дж. Россини и В. Беллини -«большая гитара» - был чрезвычайно популярен), с «банальными» ариями, бесчисленными повторами их вокальных формул в разных сочинениях. Или же появлялась другая крайность - итальянская реформа драматургии оперы (в частности, оперы Дж. Верди) противопоставлялась вагнеровской как «концепция реализма» в музыке. Подчас арии из опер, особенно старинных, рассматривались только как инструктивный материал при обучении студентов-вокалистов, имеющий исторически преходящее значение. То же суждение распространялось и на оперу-сериа, еще просветителями названной «концертом в костюмах», и не представляющую ценности для авторов современной реалистической драмы, к которой были обращены помыслы всех композиторов и музыковедов советского периода. И только сравнительно недавно во второй
19
гочисленных учебниках по истории западноевропейского театра (51, 54), и, в частности, немецкой литературы (56). На этом фоне традиционного, «академического» литературоведения выделяется новизной и современным подходом книга К. Наранхо «Песни Просвещения. Эволюция сказания о герое в западной поэзии» (109) - плодотворный синтез идей аналитической психологии К.Г. Юнга, открытий современных фольклористов и мифологов, а также мистической теологии. Автор видит в «Фаусте» Гете не столько художественную разработку легенды о докторе Иоганне Фаустусе или просто своеобразную маску для личного неповторимого опыта Гете, сколько выражение универсальной модели развертывания человеческой души. Ряд интересных статей о Фаусте, Мефистофеле, Маргарите и других персонажах фаустианского мифа содержится в «Энциклопедии литературных героев» (168).
Музыковедческая фаустиана включает множество разнохарактерных исследований, преимущественно в виде статей и фрагментов крупных исследований. Среди работ, рассматривающих интересующую нас проблематику, выделим статьи Л. Кириллиной (67), О. Марек «Фаустианская идея и ее воплощение в западноевропейской музыке XIX - начала XX веков на примере «Сцен из “Фауста” Гете» Шумана и Восьмой симфонии Малера» (95), а также статью И. Рыжкина (128), посвященную музыкальной «фаустиане» XX века, сочинениям А. Шнитке, А. Локшина, А. Пуссера, Ф. Бузони, X. Эйслера. Спецальному анализу кантаты А. Шнитке посвящена статья Л. Бобровской (12). Такие значительные в XIX веке сочинения, как драматическая легенда «Осуждение Фауста» Берлиоза, «Сцены из “Фауста” Гете» Шумана, опера «Фауст» Гуно, затрагиваются нами во второй главе, поскольку эти произведения уже получили достаточное освещение в монографических изданиях Хохловкиной (148), Житомирского (43), учебных пособиях, статьях и исследованиях.
Комплексный анализ «Нерона» потребовал обращения к эпохе I в. н.э. С этой целью мною были изучены многие труды по истории мировой культуры (20, 32, 61, 81). Богатейший фактический материал об эпохе и фигуре Нерона содержит книга римского историка и писателя начала II в. н.э. Гая Светония Транквилла. Его «Жизнь двенадцати цезарей» (131), книга, которой воспользовался сам Бойто при создании своей исторической трагедии и оперы - серия ярких биографий римских императоров. Рельефность и выразительность, точность, ясность и краткость - характерные
20
особенности изложения Светония. Ценные исторические сведения содержат предисловие, послесловие и примечание к этой книге М. Гаспарова.
Книга Е. Герцмана со скромным названием «Музыка Древней Греции и Рима» (29) - универсальное энциклопедическое исследование, в котором автор, щучив все возможные источники древнеримских историков, политических деятелей, философов, поэтов и пистатслей, создает всеохватывающую картину общества Древнего Рима, где его история и мифология рассматриваются с точки зрения музыки. Блестящий очерк «Позорная и возвышенная страсть», входящий в одну из глав этой книги, посвящен фигуре Нерона и его всепожирающей страсти - пламенной любви к музыкальному искусству.
Указанные ракурсы исследования, цели и задачи определили структуру данной работы. Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения, а также содержит список литературы (189 названий на русском и итальянском языках) и приложение, включающее 36 нотных примеров.
Во введении обоснована актуальность темы, определены цели и задачи работы, материал и методы исследования, представлен обзор необходимых библиографических источников, включая работы на иностранных языках, охарактеризована степень научной разработанности темы, очерчена структура работы.
Первая глава «Арриго Бойто: художник и время» связана с исследованием, культурной ситуации Италии второй половины XIX века, эстетических и философских идей, «питавших» развитие оперных жанров. Здесь мы хотели представить фигуру композитора одновременно в контексте как исторической «вертикали», так и исторической «горизонтали».
Вторая глава «Мифологический театр Арриго Бойто и проблемы фаустианст-ва» состоит из двух разделов. Основой первого раздела стало рассмотрение мифологемы Фауст-Мефистофель, ее истоков (обзор истории фаустианства), расцвет в творчестве Гете и развитие в условиях искусства XIX века, включая искусство Италии. Второй раздел посвящен комплексному анализу оперы «Мефистофель». В работе намечены подходы в исследовании поэтической основы произведения (либретто) и его замысла, драматургии и интонационных процессов, принципов симфонизации и жанрового синтеза на фоне иных версий «Фауста» Гете в оперном, оперно-ораториальном