ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение.......................................................3
Глава I. ЛИТЕРАТУРА ПОСТМОДЕРНИЗМА И ПРОЯВЛЕНИЕ ЕЕ СПЕЦИФИКИ В ОПЕРНЫХ ЛИБРЕТТО...............................22
I. «Лолита»: роман В. Набокова
и либретто Р. Щедрина....................................24
II. «Жизнь с идиотом»: рассказ
и либретто Вик. Ерофеева.................................41
III. «Дети Розенталя»: либретто В. Сорокина..............57
Глава И. МУЗЫКАЛЬНАЯ СТИЛИСТИКА
ПОСТМОДЕРНИСТСКОЙ ОПЕРЫ.......................................79
I. «Лолита» Р. Щедрина...................................80
II. «Жизнь с идиотом» А. Шнитке..........................97
III. «Дети Розенталя» Л. Дссятникова....................112
Глава III. ПОСТМОДЕРНИСТСКАЯ ОПЕРА И
«РЕЖИССЕРСКИЙ» ОПЕРНЫЙ ТЕАТР.................................139
I. «Лолита» в постановке Г. Исаакяна....................145
II. «Жизнь с идиотом» в постановке
Г. Барановского.........................................155
III. «Дети Розенталя» в постановке Э. Някроипоса........167
Заключение...................................................181
Список литературы............................................187
Нотные примеры...............................................203
3
ВВЕДЕНИЕ
Опера как жанр музыкально-театрального искусства за четыре века своей истории прошла путь одновременно яркий и тернистый, чередуя в своем развитии взлеты с серьезными кризисами. При этом она практически всегда оставалась в центре внимания самых разных групп общественности -публики (демократической или элитарной), художников разных специальностей, даже политиков, идеологов, властей. Опера всегда аккумулировала в себе господствующие в обществе идеи - мировоззренческие, социальные, этические и эстетические, часто выдвигалась на передовые рубежи в борьбе за утверждение этих идей, была в ряду других музыкальных жанров центром сосредоточения и выражения национального самосознания народов, отражала состояние умов и в то же время оказывала на него влияние.
Несомненно, онера была «трибуной идей» в ХУИ-Х1Х веках, но в XX столетии утратила свои лидирующие позиции в иерархии музыкальных жанров. Стилистические революции, смена языка в музыкальном искусстве начала XX века, на которые онера не могла не откликнуться (разрушение ладо-тональности, распад мелодии, т.е. основы вокального искусства, потеря композиционного равновесия, формируемого веками и нашедшего идеальное воплощение в многоактных структурах, сочетающих принципы номерного строения и сквозного развития) повлекли за собой нарушение органической целостности жанра, по большому счету ничего не предложив взамен для сохранения этого вида искусства. Разрыв с предшествующей традицией! именно для оперы оказался чрезвычайно болезненным - выдающиеся образцы этого
«Отечественная музыка как историко-культурное и художественное явление» (Новосибирск, 2008); научной конференции Новосибирской государственной консерватории (академии) им. М.И. Глинки и Сибирского отделения Союза композиторов РФ «На рубеже столетий: Музыкознание. Композиторское творчество. Исполнительское искусство» (Новосибирск, 2008). Работа неоднократно обсуждалась на кафедре истории музыки Новосибирской государственной консерватории (академии) им. М.И. Глинки, отдельные ее материалы были представлены на научно-практических семинарах кафедры истории искусств и гуманитарных дисциплин Новосибирского государственного театрального института.
22
ГЛАВА I
ЛИТЕРАТУРА ПОСТМОДЕРНИЗМА И ПРОЯВЛЕНИЕ ЕЕ СПЕЦИФИКИ В
ОПЕРНЫХ ЛИБРЕТТО
В отечественном музыковедении последних лет обозначилась область изучения оперных либретто как отдельной самостоятельной дисциплины -либреттологии [29; 115]. Это обусловлено не только интересом к накопленному громадному материалу для исследования, но и фактом повышения критериев оценки литературной основы музыкально-сценических произведений. Интеграция всех компонентов музыкального спектакля становится столь важной, чю для полноценного результата требует стремления к их максимальному смысловому соответствию и равному уровню их художественных достоинств. Исследование текста либретто имеет исключительное значение для понимания смысловой концепции литературно-музыкального произведения, особенно в эстетике постмодернизма, когда литературная основа зачастую определяет всю идейную и художественную структуру оперы, а фигура либреттиста в общественном сознании затмевает собой фигуру композитора. Так случилось, например, с оперой «Дети Розенталя» - перед премьерой любой желающий мог узнать из СМИ, что либретто для новой оперы Большого театра пишет Владимир Сорокин, о композиторе же, практически, никто не упоминал. «По какой бы причине не возникла та ситуация, что имя Сорокина оказалось на первом месте, но теперь либреттист воспринимается как автор оперы. И, между прочим, с этим не очень хочется спорить», - высказывается по этому поводу музыковед П. Поспелов [651.
- Київ+380960830922