Ви є тут

Демократическая музыкальная культура Западной Украины 20-30 гг. XX в. в социальном процессе

Автор: 
Булка Юрий Петрович
Тип роботи: 
кандидатская
Рік: 
1984
Кількість сторінок: 
230
Артикул:
134251
179 грн
Додати в кошик

Вміст

- 2 -
ВВЕДЕНИЕ*
Диссертация посвящена проблемам развития музыкальной культуры на западноукраинских землях на протяжении 20-30 годов нашего столетия. Предмет исследования - явления музыкальной жизни и музыкального творчества, отражающие важнейшие стороны функционирования музыкальной культуры в конкретном социальном контехстве.
Ограничение исследования пределами Западной Украины, отразившееся и в названии диссертации, объясняется политическим положением края, оторванного в этот период от Советской Украины.
При рассмотрении вопросов истории украинской музыки дооктябрьского периода явления западноукраинской музыкальной культуры 20-30 годов, естественно, не затрагиваются. Они /и это также вполне естественно/ не становятся объектом изучения и тоцца, когда речь идет о музыке советского периода.
Результаты исследования приводят к двум выводам. Во-первых, развитие музыкального искусства на Западной Украине за данный период во многом определяется закономерностями, характеризующими дооктябрьский период украинской музыки в целом, что объясняется сходством социально-экономических и политических условий. Во-вторых, передовая духовная /в том числе музыкальная/ культура Западной Украины имела постоянные и неразрывные связи с духовной культурой Советской Украины /несмотря на искусственно разделявшую их границу и насильственно проводившуюся оккупационным буржуазным режимом политику изоляции/, а значит, ощущала на себе ее влияние, сознательно стремилась к этому, как к единственной гарантия своего существования. Понятно, что на развитии этой передовой культуры сказались некоторые существенные закономерности идейно-эстетического порядка, выкристаллизовавшиеся в молодом
советском искусстве.
- 3 -
Хронологические рамки темы охватывают межвоеняое двадцатилетие. Началом этого важного и сложнейшего для данного региона периода стали Великая Октябрьская социалистическая революция, приведшая к образованию первого в мире рабоче-крестьянского государства и самым существенным образом повлиявшая на общественно -политическую ситуацию в Европе, а также распад Австро-Венгерской империи, составной частью которой была Западная Украина. В 1918 году началась оккупация западноукраинских земель соседними буржуазными государствами: Восточной Галиции и Волыни - панской Польшей, Закарпатья - Чехословакией, Буковины - боярской Румынией. Завершением данного периода является 1939 год - год воссоединения западноукраинских земель в едином Украинском советском государстве в составе Союза ССР.
Объектом исследования послужили явления музыкальной культуры /социальные и творческие/, вызванные и стимулированные определяющими социальными процессами:усилением социального и национального гнета, обострением классовой борьбы, деятельностью Коммунистической партии Западной Украины /КГОУ/, возглавившей борьбу трудящихся города и деревни против порабощения, за воссоединение с Советской Родиной. Центральное место занимает музыкальная культура Восточной Галиции с центром во Львове, где все социально-культурные и творческие процессы происходили со значительно большей интенсивностью и яркостью, чем на Буковине, Волыни или Закарпатской Украине.
Актуальность темы заключается в том, что избранный исторический период в истории украинской музыкальной культуры данного региона принадлежит к наименее изученным в советском музыковедении. Некоторые существенные стороны музыкального социальнотворческого процесса нашли свое отражение в целом ряде работ украинских советских музыковедов. В частности, следует отметить
- 21 -
музыкальном институте имени Н.Лысенко он выступил перед музыкальной общественностью с большим докладом "О состоянии современной музыкальной культуры на Советской Украине", в котором правдиво и ярко рассказал о бурном развитии искусства за десять лет существования советского строя. Ф.Е.Козицкий был встречен с таким энтузиазмом, что Музыкальное общество им.Н.Лысенко решило пригласить во Львов и других советских композиторов, и в первую очередь В.С.Косенко. Но польское правительство отказало ему в выдаче визы для в звезда в Польшу .
На рубеже 20-30 годов во Львове побывали и другие советские музыканты. В 1927 году сюда прибыли московские и ленинградские ученые, принимавшие участие в работе Второго конгресса славянских этнографов и географов в Варшаве. Гости посетили концерт хора "Львовский Боян", исполнившего под управлением С.Лвд-кевича программу из народных песен в обработке украинских, в том числе и советских композиторов. В 1932 году во Львове выступили советские пианисты, возвращавшиеся на Родину с международного конкурса им.Шопена в Варшаве.
Подобные встречи способствовали укреплению связей передовых западноукраинских музыкантов с советским искусством. Они искали таких связей, всячески углубляли их, хотя тем самым и подвергали себя преследованиям со стороны реакционных кругов. Такие музыканты, как композитор С.Людкевич, ученый-фольклорист Ф.Колесса и другие, усматривали в этих связях моральную поддержку со стороны единокровных советских братьев в тяжелой борьбе за прогрессивные, демократические идеалы в жизни и искусстве.
Выдающимся представителем передовой музыкально-критической и научной мысли на Западной Украине был С.Людкевич. Его публи-
I. Ж."Боян”, Дрогобич, 1929, Я 1,с.12.
- 22 -
диетическая и научная деятельность была чрезвычайно активной и целеустремленной. Выдающийся композитор, ученый~фолыслорист, дирижер, организатор концертной жизни и музыкального образования на Западной Украине, он на протяжении 20-30 годов, как и в дореволюционное время, зорко стоял на страже демократизма и высокого профессионализма западноукраинской музыки. Любое мало-мальски важное событие в музыкальной жизни встречало с его стороны чуткую и несомненно объективную реакцию.
Статьи и рецензии С.Людкевича отличаются острополемическим и актуальным характером. Он принципиально высказывался о путях развития украинского искусства, изобличая апологетов модернизма и космополитизма в музыке, предостерегая от бездумного следования западноевропейским модернистским течениям. Он писал ^'Сегодняшняя Европа не может дать молодому украинскому музыканту прочных, содержателшых и здоровых догм музыкалыюй культуры и эстетики, столь необходимых ему для пропаганды музыкальных идеалов среди своего народа. И поэтому молодые украинские музыканты, подхватывая всяческие новейшие лозунги музыкальной культуры, должны проявить немало здравого смысл а,чувства и эстетического чутья, но при том и критицизма, чтобы суметь усвоить все хорошее, здоровое, соответственно переварить его и сделать пригодным для родной культуры"
С.Людкевич принадлежал к тому поколению художников, на формирование которого самым существенным образом повлияли творчество , революционно-демократическое мировоззрение и мощный общественный темперамент И.Франко. На всей многогранной деятельности С.Людкевича сказывается франковская преданность интересам тру-
1.Цит.по ст.:Горд1йчук М.СЛюдкевич-музикознавець.-В кн.:С.Лвдке-вич.Дослтдження I статтт. К. :Музична Украина, 1976,с. 17.