Ви є тут

Традиционные музыкальные инструменты и инструментальная музыка адыгов

Автор: 
Хараева Фатима Феликсовна
Тип роботи: 
кандидатская
Рік: 
2000
Кількість сторінок: 
417
Артикул:
1000310966
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Часть I. Инструмент и исполнитель в контексте традиционной культуры
Глава 1. Описание и систематизация традиционных музыкальных инструментов адыгов
Г лава 2. Джегуако-инструменталист
Глава 3. Ситуации, актуализирующие музыкальное звучание в адыгской традиции
Глава 4. Функционирование музыкальных текстов
Глава 5. Мифологические аспекты музыкальных
инструментов и инструментальной музыки в адыгской традиции
Часть II. Музыкальные тексты: анализ и систематика
Глава 1. Композиция инструментальных наигрышей
Глава 2. Фактурная организация
Глава 3. Ритмика инструментальных наигрышей
Глава 4. Звуковысотная организация
1. Ладовое строение
2. Мелодическая композиция
Заключение
Список литературы
Приложения:
1. Систематическая таблица традиционных музыкальных инструментов адыгов
2. Обмеры традиционных музыкальных инструментов адыгов
3. Известные джегуако-инструменталисты
4. Нотное приложение
7?
*/•?
7%
67

Ш
/5Г2
/Г?
№/
хгч
т
ъп
дя?
Ы
Ч/З
чхъ
Чб1
няъ
ВВЕДЕНИЕ
Традиционные музыкальные инструменты и инструментальная музыка представляют собой богатейший пласт духовной культуры адыгского народа. Отражая его мировидение, тип мышления, ценностные ориентации социума, будучи тесно связанной с религиозным и светским бытом, эта область фольклора имеет важнейшее значение для постижения древней культуры адыгов, раскрытия национального «модуса мышления» (термин С.И.Грицы). Инструментальная культура составляет огромный массив в музыкальной традиции адыгов. Об этом свидетельствует и весьма значительный пласт собственно инструментальных текстов в обрядах, и чрезвычайная развитость в адыгской традиции танцевальной музыки1, и особая роль инструментального исполнительского искусства в культуре, его тесная связь с этикетными нормами адыгэ хаб-зэ (адыгской этики), высокий социальный статус исполнителей-инструменталистов, наличие в прошлом весьма развитого дифференцированного цеха ()«жгегу<жо-инструменталистов.
Среди музыкальных инструментов адыгов, наиболее часто встречающихся в упоминаниях и описаниях путешественников ХИ-Х1Х веков - шичепшина (струнный смычковый), апапшина (струнный щипковый), пшинадыкуако или пшинатарко (угловая арфа), камыль (продольная флейта), бжамий (рожок), пхацыч (трещотка), шонтрып или фатрып (двусторонний барабан). Кроме того, как показало изучение адыгской инструментальной традиции, существовали и другие музыкальные инструменты, такие как шапсугская цитра (струнный щипковый), гиапсуг-ская лира (струнный смычковый), горный рожок (продольная труба), пхамбгу (щелевой идиофон) и пр. Некоторые из них сохраняли свою связь с обрядностью до недавнего прошлого. В середине XIX - начале
1 Так, например, этнографами и фольклористами записано более двухсот разных мелодий только одного из танцев - уджа.
3
По словам Джабраила Хаупа, форма шры на таком инструменте напоминала игру на губной гармонике.
Впервые информация о мажепшине была опубликована в работе А.Н.Соколовой "Классификация музыкального инструментария адыгов" [Соколова 1998Б]. "Она была записана нами 6 октября 1993 г. в ауле Ха-чемзий Кошехабльского района со слов Махмуда Исмаиловича Сиюхова (1923 г.р.), - пишет А.Н.Соколова - В 1920-е годы, когда гармоника в их ауле была еще редкостью, некий Тауж-Хадж виртуозно владел игрой на мажэпщыне ... Инструмент звучал громко и красиво. Музыкант без перерыва мог играть полтора-два часа. Мажэпщын сопровождал танцы и его с удовольствием слушали на хачешах и свадьбах".
ШУЯТЛЕ (шъуялъэ - адыг.) или ФИЯТЛЕ (фиялъэ - каб.), 14 -свистульки. Данный музыкальный инструмент можно выделить в отдельный вид, наверное, только благодаря широкой распространенности и единому принципу функционирования, при формальном разнообразии21. Показательно, что в Причерноморской Шапсугии шуятле называют любой аэрофон без игровых отверстий.
Сырьем для изготовления шуятле могут служить и ореховая скорлупа (дэ, дэшхуей - общеадыг., дае - шапс., Juglans regia L. - лат.), и лист кукурузы (натыф, натрыф - адыг., нартыху - каб., Zea maus L. -лат.), любой полый стебель и т.д. К примеру, стебель луковой стрелки (бжьыны - адыг., бжьын - каб., Allium сера L. - лат.) с прорезанной вдоль насечкой, или лист кукурузы, который "прикладывают к нижней губе и кончику языка и дуют на него ... направляют струю воздуха вдоль листа" [Кагазежев 1991:366-367].
Шуятле чрезвычайно популярны у детей.
21 Подробное описание шуятле см.: Кагазежев Б.С. Морфология адыгских музыкальных инструментов. Культура и быт адыгов. Вып. VIII, Майкоп, 1991.
Ь6
ПШИНА (пщынэ - общеадыг.), 142.2-8 - гармоника. Шапсуги называют ее еще пшинапх'едж, пшинапхендж (пщынэпхэдж, пщынэп-хэндж), что означает ’’поперечная" (по всей вероятности имеется ввиду горизонтально растягиваемые меха гармоники) или "неправильная". Западные адыги именуют ее также апапшина (Ьпэпщынэ), акцентируя внимание на пальцевом способе игры ("Ьпэ" - пальцы). Старые инструменты имеют двенадцать клавиш, современные инструменты западной традиции - шестнадцать, восточной - шестнадцать или восемнадцать клавиш.
Пшина - диатоническая гармонь, объем ее звукоряда достигает двух-трех с половиной октав. Обычно делают гармошки в строе А или С. Левая клавиатура имеет четыре клапана, изменяющих свое звучание в зависимости от направления меха.
Иногда пшина имеет два колокольчика, но адыги ими не пользуются, говоря: "Это для украшения" (Нагучев И., а.Агуй, ПШ). Меха пшины могут также иметь перерамник. Пшина богато украшается бархатом, чаще красного, коричневого, черного цвета, металлической резьбой, "газырями". Некоторые информаторы утверждают, что "газыри" раньше использовались для переключения регистров.
Шапсуги придают большое значение расцветке ткани, которой обклеены меха пшины. Эта ткань, по их мнению, должна гармонировать с общим колором гармошки, как правило, терракотовым, с традиционно кожаными коричневыми уголками.
Каждая часть инструмента имеет свое название: пгиинапк (пщы-нэпкъ - адыг.) - каркас, пшинак (пщынэку - адыг., каб.) - меха, пшинабз(э) (пщынэбз(э) - адыг., каб.) - язычки, пшина апа (пщынэГэпэ -общеадыг.) - клавиша, дыго-дыго, гумп'ыж, гуаго (дыгъуэ-дыгъуэ, гум-