Ви є тут

Духовые инструменты в музыкальной культуре классицизма

Автор: 
Березин Валерий Владимирович
Тип роботи: 
докторская
Рік: 
2000
Кількість сторінок: 
388
Артикул:
1000306893
179 грн
Додати в кошик

Вміст

.'1 ПС гоп осі.'піімх
М:01-і¥/їг-Є
В. В. БЕРЕЗИН "
ДУХОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ В МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ КЛАССИЦИЗМА
Президиум ВАК Росси
(решение от" $ 9 г., № ^9)
присудил ученую степень ДОКТОРА
\УІ НЛ(Л< наук
^Начальник управления
ЯСЬ'
КНИГА ИМЕЕТ
і л
В перепл. £■ 5 * о
един, соедпн. X X У 5 и
а*‘п. 3 V- о. X *88
к Н м 5 3* %ъг
ни
тельству на бассетгорне в XVIII столетии посвящены вышедшая в 1971 году книга Иоз. Саама (144) и опубликованная в 1983 году монография Дж. Нью-хилла (137), — в них приводится концертный репертуар для этого инструмента. Количество полностью или частично сохранившихся концертов не достигает и полутора десятков ( в их числе — концертино мангеймского композитора П. фон Винтера, концерт А. Гировеца,>2 концерта А. Кожелу-ха, концертино Ф. фон Бредова, большая соната Ф. Данци и др.). Зато в камерных сочинениях бассетгорн нашел вполне достойное применение, особенно в ансамбле гармонической музыки (см. 162).
Судя по имеющимся партитурам, бассетгорн к середине XIX века полностью исчезает из академической практики (возможно, дольше всего он сохранялся в России). На смену ему приходит альтовый кларнет в строе «Еб», получая устойчивое положение в военном оркестре.
ФАГОТ. Уже в конце XVII века фагот имел почти современный диапазон — «си бемоль» контроктавы — «фа диез» первой октавы — и складывался из четырех колен. Его изготавливали из мягкой древесины (груша, слива, клен), с тремя клапанами: «си бемоль» контроктавы, «ре» и «фа» большой октавы. Двойная трость фагота была несколько уже современной. Четырехклапанный фагот (добавился клапан «ля бемоль» большой октавы) впервые встречаем в каталоге инструментального музея Брюссельской кон-
Бассстгорны и кларнет д'а.мур.
36
ссрватории под N997. — это инструмент, построенный мастером де Брюном (de Brune) в 1730 году (см. 128). И. П. Эйзель в труде Musicus autodidactos, изданном в 1738 году, также описывает четырехклапанный фагот, причем участок диапазона от «си бемоль» контр- до «соль» большой октавы был диатоническим, не позволявшим извлекать хроматические звуки (88, 104). Энциклопедия Дидро и Д'Аламбера (1751 г.) подробно описывает именно такой фагот, получивший, надо полагать, повсеместное распространение. В то же время нельзя исключить и бытования других моделей инструмента, поскольку каждый исполнитель-виртуоз стремился внести в его конструкцию нечто свое.
Сохранившиеся образцы фаготов XVIII столетия имеют цилиндрическое строение воздушного канала, сужающегося в раструбе. Предполагается, что старинный фагот звучал нежно, и хорошо сливался с тембрами других инструментов. Обилие солирующих партий в оркестровой литературе того времени, виртуозная трактовка фагота в камерной и концертной литературе, — все это свидетельствует о его безусловной привлекательности в сольном амплуа, динамической гибкости и хорошей технической оснащенности. Есть, правда, и другие мнения, свидетельствующие о грубоватом и тяжеловесном звучании инструмента. Я. Штелин, в частности, отзывается о фаготе как об «обычно грубом и неприятном инструменте» (47, 124), что, вероятно, совсем не лишено оснований применительно к конкретной модели фагота. При этом известная ныне литература позволяет утверждать, что в трактовке фагота раньше, чем у гобоя и кларнета складывается круг типичных приемов и фактурных элементов, составляющих характерно фаготную партию.
Во второй половине XVIII века механика фагота претерпевает существенные изменения, которым он обязан французским и немецким мастерам: добавляется клапан «ми бемоль» в большой октаве и складывается модель пятиклапанного фагота, описанного к 1780 году (см. 20 и 89). Затем добавляются еще два клапана для устойчивости октавных передуваний (А — а, С — с). Семиклапанный фагот получает распространение к самому концу века. «Школа» Э. Ози (Оци, Ozzi), одного из первых профессоров Парижской консерватории, изданная в 1803 году, предназначена именно для такого инструмента (138). Эс фагота изготавливали в этот период из меди.
Нельзя не отметить, что музейные коллекции представляют множество фаготов второй половины XVIII века самых архаичных конструкций — свидетельство очень неспешного вхождения новых моделей в широкую практику.
«На рубеже XIX столетия фаготы обычно носили в зеленых суконных мешках, завязанных шнурком, — пишет С. Левин. — Во время игры инструмент поддерживался короткой петлей из ленты, цепляемой за пуговицу камзола» (23, 196).
37