к-./и.- . ■ Оглавление ■
Введение............................................................4
Глава первая. Проблемы современного исполнительства на саксофоне
1.1. Истоки отечественной саксофонной школы.................... 14
1.2. Состояние теории исполнительства.......................... 18
1.3. Проблема музыкального мышления в контексте исполнительской
деятельности................................................... 29
Глава вторая. Художественное и техническое начала в решении творческих задач
2.1. Формирование художественного образа как основа интерпретации музыкального произведения................................... 48
2.2. Специфические черты моторики.............................. 58
2.3.3вукоизвлечение и звукообразование как основа мастерства 77
Глава третья. Интерпретация музыкального произведения — важнейшая сфера искусства игры на саксофоне
3.1. Суть исполнительского анализа ............................ 92
3.2. Концертные произведения для саксофона, созданные отечественными композиторами во второй половине XX века ............................................................ 95
3.2.1. М. Готлиб. Концерт для саксофона с духовым оркестром... Л. 97
3.2.2. Г. Калинкович. Концерт-каприччио для саксофона с духовым оркестром...................................................109
3.2.3. Б. Диев. Концерт для саксофона-тенора с оркестром русских народных инструментов...................................... 117
3.2.4. А. Эшпай. Концерт для саксофона с симфоническим оркестром ........................................................... 129
2
Заключение .............................................. 138
Список использованных источников......................... 142
3
исполнительское творчество саксофонистов. Благодаря .концертирующим и оркестровым музыкантам, играющих на этом инструменте, а также оригинальным концертным и ансамблевым сочинениям, зарождающейся конкурсной практике, саксофон отстоял и упрочил свое право быть в одном ряду с теми традиционными духовыми инструментами, исполнительство на которых уже сформировалось и устоялось.
Практика игры на саксофоне зародилась во Франции. Сам же инструмент был изобретен бельгийским музыкальным мастером Адольфом Саксом (1814 - 1894) в 40-х годах XIX века. В 1846 году конструктор запатентовал во Франции два самостоятельных семейства саксофонов, из которых одно предназначалось для применения в симфоническом оркестре, а другое - в духовом3. Семейство саксофонов изначально вошло в большой мир музыки как средство для профессионального академического исполнительства .
Важным этапом в ускоренном развитии исполнительского творчества саксофонистов стало появление в 20-х годах XX столетия джазовой музыкальной практики, которая сразу же приобрела самостоятельность. Новое стилевое направление оказало большое воздействие на искусство игры на саксофоне, в целом, на формирование репертуара и обогащение этой сферы современными техническими и выразительными средствами, в частности.
В Западной Европе и Америке постепенно начали формироваться профессиональные саксофонные школы. Однако общее направление, доминирующее в образовательном процессе, было академическим^. Ведущую позицию в среде профессионального обучения игре на саксофоне
3 Первое семейство было представлено шестью инструментами в строе т Р и т С, а во вторую группу вошло семь инструментов в строе т Еб и т В. Саксофоны первой группы не получили должного признания у исполнителей и композиторов. Наибольшую популярность как в духовом, так и симфоническом, а позднее и в джазовом оркестрах приобрело второе семейство.
4 Первое применение семейства саксофонов (в строе т Ея и 111 В) нашло в военных оркестрах Франции, где оно служило в качестве связующей группы между деревянными и медными духовыми инструментами.
5 Джазовые саксофонисты Новоорлсанской и чикагской школ были одаренными самоучками, либо исполнителями, прошедшими академическую школу игры на саксофоне (кларнете).
15
.заняла французская школа, давшая миру, выдающихся исполнителей во главе с М. Мюлем, Ж. Гурдэ, Г. Лакуром, Д. Дефайе.
Накопившийся практический опыт в сфере образования во многом способствовал появлению учебного репертуара и методических руководств, как в академической, так и позднее в джазовой сфере игры на инструменте. В связи с этим обстоятельством углубился процесс дифференциации творчества саксофонистов, т.е. разделения на академическую и джазовую школы.
Бурное развитие музыкальной культуры во второй половине XX столетии способствовало расширению репертуарного багажа саксофонистов и, как следствие, повышению их исполнительской и художественной техники игры. Этот процесс диктовал свои требования не только к концертному «облику» саксофониста, но и к педагогической практике, главными задачами которой являлось, как осмысление всех сторон, характеризующих игру на инструменте, так и в преемственности в подходах к анализу накопленного теоретического и практического опыта, способствующего разрешению проблем, возникающих в процессе развития музыкальной культуры.
Европейские и американские саксофонисты (М. Перрен, Ж.-М. Лондейкс, К. Делянгль, Л. Тил, Э. Руссо, С. Лизон, Ф. Хемке, П. Броди, П. Бурке, М. Мадзони, Ф. Мондельчи, Ф. Данеел, Г. Бумке, С. Рашер, П. Харви, И. Омаро, М. Вилла-Фруэлл и др.) своей педагогической и исполнительской деятельностью постепенно выработали эмпирические представления о специфике игровой культуры саксофонистов. Детальное освещение получила и теория профессионального обучения музыкантов данной специальности. Об этом свидетельствуют многочисленные учебнопедагогические и методические пособия, специализированные журналы, диссертационные работы, изданные в разное время за рубежом (диссертации в области исполнительства на саксофоне: [261, 263-266, 268, 273, 279, 280, 282]; книги по истории исполнительства на саксофоне и
- Київ+380960830922