Ви є тут

Монограмма в музыкальном искусстве XVII-XX веков

Автор: 
Юферова Ольга Александровна
Тип роботи: 
Дис. канд. искусствоведения
Рік: 
2006
Артикул:
172772
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ...................................................5
ГЛАВА I. ПРИНЦИПЫ ЗАШИФРОВКИ В ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕКСТАХ.........................................................15
1. Художественное сообщение как шифр......................15
2. Подходы к конструированию шифров.......................19
3. Виды шифров в различных искусствах.....................20
3.1. Акроаматический шифр.................................21
3.2. Картинный шифр.......................................22
3.3. Буквенный шифр.......................................24
3.4. Нумерический шифр....................................36
3.5. Произвольный шифр....................................41
4. Специфика шифровальных систем в музыке.................43
5. Именные шифры в художественной практике................51
5.1. Псевдонимы - “подписи”...............................53
5.2. Имя-шифр в тексте....................................60
ГЛАВА И. ПРИНЦИПЫ МОНОГРАММИРОВАНИЯ В МУЗЫКАЛЬНЫХ ТЕКСТАХ.............................................69
1. Понятие монограммы.....................................69
1.1. Имя как основа создания музыкального шифра...........72
1.2. Вербально-звуковой принцип конструирования...........75
1.3. Ритмическо-звуковой принцип шифрования...............77
1.4. Монограмма в монограмме..............................79
2. Монограмма как межтекстовая структура..................80
2.1. Монограмма как внутритекстовая и внетекстовая структура ...81
2.2. Знаковая функция монограммы..........................85
2.3. Монограмма в контексте межстилевых взаимодействий 87
3
I ГЛАВА III. МОНОГРАММА КАК ЭКЗО- И ЭЗОТЕРИЧЕСКИЙ
ШИФР............................................................92
1. Экзотерическая монограмма..............................92
1.1. Авторские шифры......................................92
1.2. Монограммы произведений-посвящений...................98
1.2.1. Монограмма в мемориальном жанре...................100
2. Эзотерическая монограмма. Энигма и криптограмма.......103
2.1. Авторские шифры.....................................106
2.2. Женские музыкальные имена...........................109
2.3. Приемы расшифровки эзотерической монограммы.........110
2.3.1. Вербальный уровень декодирования..................110
2.3.2. Музыкальный уровень декодирования.................114
ГЛАВА IV. МОНОГРАММА В МУЗЫКАЛЬНОМ • ФОРМООБРАЗОВАНИИ....................................................121
1. Монограмма-тема.......................................121
2. Монограмма как составляющая часть темы................123
3. Монограмма как результат процесса развития произведения ... 128
4. Принципы развития монограммы..........................130
4.1. Повторность.........................................130
4.2. Варьирование по принципам логогрифа и метаграммы 135
4.3. Метроритмические изменения..........................138
4.4. Ладогармонические изменения.........................144
4.5 . Фактурно-регистровые преобразования................148
4.6. Жанровые модификации................................157
ГЛАВА V. АНАГРАММА В МУЗЫКАЛЬНОМ ФОРМООБРАЗОВАНИИ...............................................161
творчества, кладезем мудрости и знаний разных эпох. Постоянная расшифровка Ветхого и Нового заветов, нахождение иных значений продолжается вплоть до XXI века, что доказывает актуальность и многозначность заложенных в них кодов. Скрытые доктрины с мистическим оттенком, содержащиеся в библейских текстах, раскрывает каббала6. Толкование священного писания, начавшееся с апостолов, приобрело большое значение у греческих мыслителей, став системой философии, а затем заняло первостепенное положение в убеждениях средневековых мистиков. По наблюдению греческого философа Оригена, слова в священном писании имеют три смысла - исторический, нравственный и мистический, соответствующие телу, душе и духу. Будучи взаимосвязанными между собой книгами, Новый завет обнаруживает различные аналогии в Ветхом. Так, прообразом Богоматери в Ветхом завете является неопалимая купина, жезл Гедеонов, Сусанна, Юдифь и т.д. Вождь израильтян - Моисей - становится олицетворением Иисуса. Трехдневная смерть Христа уподобляется трехдневному пребыванию пророка Ионы в чреве кита, а распятие - медному змию, поднятому Моисеем. Тем самым, Ветхий завет предстает в определенном смысле «шифром», ключом к разгадке событий Нового завета.
Библейские коды зачастую изложены в форме притчи, которая «имеет свойство фиксировать, как кажется (...) автору и читателю то, что существовало и будет существовать всегда, что неизменно или что случается постоянно» (59, 97). Запечатлевающая вневременной аспект бытия, она представляет действительность в обобщенной форме. Так, в библейской притче о сеятеле хлеб уподобляется духовной пище, хлебопашество - проповеди.
3.2. Картинный шифр.
Картинный шифр возникает в результате помещения в текст произведения изобразительных элементов, вносящих дополнительные смыслы к его основному значению. Источником возникновения картинного кода является египетское, а также раннее христианское искусство. Их знаковая система насыщена рисунками, живописными компонентами. Так, многие надписи на стене
6 Каббала (др.-евр., букв. - предание) - мистическое учение в иудаизме.
Круглой церкви в Преславле, древнейшем памятнике христианства, представляют собой разнообразные графические начертания, среди которых выделяются крестообразные символы - хризмы, вуалирующие буквы I, ХР (Иисус Христос) (приложение №3, пример 2). Картинными шифрами являются диаграммы7 алхимиков и философов-мистиков.
Объектами кодирования могут быть буквы, слова, числа, которые маскируются в графических образах. Картина “Портрет мисс Сесилии Александер” Д. Мак-Нейла содержит загадочный символ, представляющий собой бабочку, обведенную полукругом. Справа от нее художник поставил точку - единственный письменный знак на этой оригинальной подписи (приложение №3, пример 1). Итальянский художник XVI века Бенвенуто Гарофало нередко использовал в своих произведениях изображение гвоздики, к примеру, в картине «Благовещенье», обнаружив созвучность своего имени со словом garofano («гвоздика»).
В творчестве Д. Хармса многие буквы и слова нередко превращаются в некие автономные геометрические символы. Тексты некоторых его сочинений открываются знаком S , («Вечерняя песнь к именем моим существущей», «Лапа»), ассоциирующимся у автора с образом окна и являющимся одновременно шифром имени его возлюбленной - Эстер (Esther - “звезда”). Д. Хармс замечает, что буквы имени в криптограмме настолько органично переплетены, что напоминают “окно”: «Я называю ее окном, сквозь которое я смотрю на небо и вижу звезду. А звезду я называл раем, но очень далеким» (цит. по 140, 42).
Тайнопись, искусство декодирования является сквозной темой книги У. Эко «Маятник Фуко». Привлекая знания из точных и гуманитарных наук, автор включает примеры различных шифров, сопровождая их рисунками, таблицами, многочисленными расчетами. На старинной гравюре XVII века, описанной в данной книге, содержится изображение священного храма. В его башне обнаруживаются четыре арки в колокольном венце, восемь окон в среднем ярусе, четыре башенки, шесть выходов в восточной и западной стенах, четырнадцать
7 Диаграмма (грен. - рисунок, чертеж) - «чертеж, наглядно показывающий соотношение между различными величинами, изображаемыми в виде линейных отрезков или геометриче-