-2-
СОДЕРЖАНИЕ Том первый
Введение ...................................................3
Глава I# 0 стцле Мясковского ........................................... 18
Фортепианное творчество
Глава 2* Сонаты.............................................71
Глава 3. Циклы. Черты фортепианного стиля...................139
Сочинения для струнных инструментов
Глава 4. Концерты и сонаты................................. 170
Глава 5. Стиль квартетов...................................224
Глава б. Стиль Мясковского и современность#........................ 268
Приложения:
Библиография
Список переложений Мясковского Потные примеры
Том второй
Две пьесы для скрипки и виолончели с оркестром ор. 46,бис 2 Коллективные вариации на темы 16-й симфонии Мясковского
Н.Пейко# "Элегическая поэма" памяти Мясковского
- 3 -
ВВЕДЕНИЕ
В историю отечественной музыкальной культуры Н.Я.Мясковский прежде всего вошел как выдающийся симфонист, один из основоположников и зачинателей советской симфонической культуры. Именно этим в значительной степени и определяется преимущественное внимание исследователей и популяризаторов творчества мастера к его ведущему жанру.
Подобный подход правомерен по отношению к автору двадцати семи симфоний, всей своей художественной деятельностью подтвердившего слова Б.Асафьева, что "у нас симфония -...это утверждение воли к большому содержательному искусству, диктуемому героическим прошлым и настоящим".
Стремление создавать симфоническую музыку и преимущественно крупную форму - одна из важнейших особенностей творчества Мясковского. Однако именно эта область в практике ряда ведущих композиторских школ рубежа Х1Х-ХХ веков несколько утратила свое первостепенное значение. И хотя зарубежная симфония начала нашего столетия ознаменована появлением поздних симфоний Г.Малера, партитур Р.Штрауса (в последующие десятилетия, как известно, к жанру симфонии обратились многие видные художники - в их числе Онеггер и Стравинский, Бриттен и Мессиан), интерес к более лаконичным симфоническим жанрам нередко ощущался как доминирующий.
Свое первенствующее положение симфония сразу заняла в советской музыке. В деятельности Мясковского, Прокофьева, Шостаковича, равно как и ряда других крупных мастеров, утверждалась симфония, неизменно несшая высокую идею и сохранившая значение музыкального создания, где композитор, по меткому выражению Г.Малера, "строит новый мир". Мясковскому в числе других корифеев советской музыки исторически выпала миссия утверждать новый тип концепционного симфонизма и тем самым способствовать становле-
- 39 -
Приведем лишь некоторые примеры "соседства" таких контрастных произведений: просветленно-лирические романсы на тексты Е.Баратынского (ор.1), К.Бальмонта (ор.2) и мрачные по колориту на тексты 3.Гиппиус (ор.4), ясная,гармоничная по стилю Первая виолончельная соната (ор.12) и трагедийная Вторая фортепианная (орЛЗ). Под орЛ8 Мясковский публикует эпикожанровую Пятую симфонию, за которой следует драматически сгущенная Третья фортепианная соната (ор,19), жизнеутверждающая
12-я симфония (ор.35) предваряла углубленно-психологическую
13-ю (ор.36). Работая, например, над очередной "контрастной парой" симфоний, Мясковский отмечает в "Автобиографических заметках":"Потребность в какой-то разрядке накопленных субъективных переживаний, неизменно мне свойственных и едва ли уже истребимых в моем возрасте, вызвали к жизни 13-ю симфонию. ...Она осталась страницей моего дневника. Зато благодаря происшедшему внутреннему освобождению следующую симфонию (14-ю) мне удалось сделать достаточно светлой" /336 А, с.19/.
Представляется важным подчеркнуть, что субъективное и объективное начала в музыке Мясковского выступают лишь как различные грани в стилистически едином творчестве самобытного художника. В этом еще одно свидетельство богатства духовного мира композитора, способного в сочинениях, близких по времени написания (а иногда и в рамках одного произведения) воплотить редкое разнообразие проблематики и концепций.
Для характеристики художественных устремлений композитора в значительной степени показательна сама система его "жанровых привязанностей". Если работа над симфонией сразу определилась как магистральная линия творчества, то некоторые другие виды симфонической музыки, например, поэмы, представлен-
- 40 -
ные в ранний период "Аластором" и "Молчанием",оказались для него лишь экспериментальными и не получили дальнейшего развития.
"Выход" Мясковского к отдельным жанрам, ставшим впоследствии значительными для его художественных поисков, был различен и по времени. Так, например, первая публикация романсов относится к 1900-м годам, инструментальных сонат - к 1910-м, фортепианные циклы начали издаваться с 20-х годов, квартеты - с 30-х, хотя многие из сочинений были написаны в консерваторский, или - в случае с программными миниатюрами - в дононсер-ваторский период. Наряду с симфонией именно эти виды камерной музыки интересовали композитора на всех отрезках творческого пути; их развитие является чрезвычайно показательным для общей эволюции стиля Мясковского.
Еще два жанра - инструментальный концерт и кантата - привлекли внимание композитора лишь в поздний период. Концерты для струнных инструментов очень естественно "вписались" и со своей стороны развивали стилистику симфоний рубежа 30-х -40-х годов. Вокально-симфонические фрески ("Киров с нами", "Кремль ночью"), подобно ранним поэмам, все же не стали для Мясковского привычной формой высказывания.
Ни разу не обращался композитор к сферам музыкального театра , кинематографа, легкой музыки.
Индивидуально характерный аспект творческого метода Мясковского станет очевидней, если соотнести, сопоставить, выявить общее и разное в исканиях композитора и его современников, то есть сделать попытку "вписать" Мясковского в общее
I) Вместе с тем известно, что мысли об опере возникали, например, в связи с романом "Идиот" Достоевского.
- Київ+380960830922