Содержание:
Введение......................................................3
Глава 1. Повторы и распевы как знаковые дли калофонических обработок явления..............................................8
1.1. Повторы в византийской гимнографии.......................8
1.2. Техника повторов.........................................19
Глава 2. Функция повторов в калофонических обработках как в богослужебном тексте..........................................24
2.1. Типы повторов в гимнографических текстах У1-ХИ веков 25
2.2. Повторы в калофонических обработках как ключевые текстовые формулы праздника.............................................32
Глава 3. Функция повторов в калофонических обработках как в художественном тексте.........................................44
3.1. Формы второго порядка в калофонических обработках песнопений....................................................44
3.2. Семантика рефренов калофонических стихир.................61
Глава 4. Распевы в калофонических обработках..................75
4.1. Типы распевов в калофонических обработках песнопений 75
4.2. Семантика больших распевов в калофонических обработках
песнопений....................................................89
Заключение....................................................97
Список литературы.............................................101
Византийские рукописные источники.............................109
Список иллюстраций............................................110
Приложение....................................................111
ВВЕДЕНИЕ.
XX век ознаменован значительными достижениями в области музыкальной византинистики. Западными, греческими и отечественными учёными были выработаны методические подходы к изучению певческих рукописей. Основные направления исследований сосредоточены вокруг таких проблем, как изучение и расшифровка византийских нотаций (Г.Дж.У.Тильярд, К.Флорос, Й.Раастсд, Н.Шёдт, С.Каррас, Г.Статис, Л.Ангелуполос), исследование вопросов ладообразования византийской системы пения (Й.Раастед, Г.Алексеева), описание и издание трактатов, а также певческих рукописей (Е.Герцман, М.Школьник, Г.Статис, С.Каррас, Д.Кономос, Б.Шартау, К.Ханник, К.Адзуара), прослеживание взаимосвязи между византийской и славянской литургической музыкой (М.Велимирович, И.Кондратович, Н.Шидловский, И.Школьник, Г.Алексеева), изучение творческого пути византийских гимнографов (Е.Вильямс, Е.Герцман). Особую ценность при создании целостной картины эволюции византийского церковно-певческого искусства представляют наблюдения над стилистическими особенностями конкретных жанровых разновидностей песнопений. Так, определённый успех достигнут в сфере изучения стихирной традиции. И.Школьник была предпринята попытка проследить эволюцию жанра стихиры У-ХШ веков (71). И.Шеховцова рассмотрела взаимодействие текста и напева в стихире Х1-ХУ веков с точки зрения риторики (70). В настоящей работе рассмотрена поэтика калофонической стихиры - стилистической разновидности мелизматики, охватившей период второй половины XIII -XV веков. Этот жанр явился своеобразным отражением палеологовской эпохи, времени «предельной напряжённости глубинной духовности» (13,с.362).
Явление калофонии, своего рода «лицо» церковно-певческой культуры Византии второй половины XIII - XV веков, - одна из наименее
3
1.Яко чиноначальник и поборник, ангелов
5.и неприступным светом Владычния славы осияем славы осияем
6.Той бо человеколюбно
В текст стихиры автор калофонической обработки внёс следующие изменения:
1. использовал повторы отдельных слов, фраз, строки (1);
2. изменил последовательность изложения слов, строк.
Изменения в области мелодии по сравнению с рукописями медиовизантийской нотации заключались, главным образом, во введении огромного количества распевов: как смыслонесущих единиц текста, так и на ничего не значащих слогов, так называемых кратим. В приведённом примере (иллюстрация №1) они отмечены красным цветом. Калофонические обработки представляют собой литературное и музыкальное прочтение автором канонического богослужебного текста. Вследствие многочисленных текстовых модификаций, таких как повторы слогов, слов и фраз текста, изменения порядка следования строк, включения дополнительных, ничего не значащих слогов, оказываются несколько иначе расставленными смысловые акценты богослужебного канонического текста. Творческая свобода, возможности музыканта поднимаются на неведомую доселе высоту. В одном лице автор калофонических обработок объединял в себе и гимнографа, и мелурга.
Он являлся уже создателем не только напева, как это было до сих пор, но и автором принципиально нового колофонического текста.
Эти кардинальные изменения, как в области текста, так и в области мелодии, по сравнению с рукописями медиовизантийской нотации убеждают в необходимости введений понятий первичного и вторичного текстов. Калофонические обработки являются вторичным текстом по отношению к богослужебному тексту песнопения в том виде, как он записан в ненотированной рукописи. То есть, первичный текст являлся фундаментом, который автор калофонической обработки надстраивал по
13
№2.
тд г V V '
•Jf J l/'.\r4/[WtffU/l Ki 14 УО//Л rrwp rtpl/КГ f f '/В1/ VI/ v «»iff/n
. » f-r ^ y«' V Г ,Л r f* i ' '<f
я/i/jj/it/y*/' act1' тг»»»л* vi/fiov HJTVWcvvbUs/'.t %»ш\
^ 41 * •.,••••«.« «Дг» • • *Ды • ^ . .Jf ■ »I I tu'ft*
'7П^»м • «• ■ * Hf«- - - «*•-■* «Г • • . • «.I! II II
>^V - ’*v \ —----»*»■• 'ft t; •" ***^
t*4 II* y* p>t j I I ••»»*/1 I I it t*» rm- «■ ? t VI » I ^«w Л «.
,(V i-——• . w . , ^
• / , ' — — ' •
• • f «Г 1
\*f ^ * ^-л »c_. _______
■ui I / I I i I • /•» ^ • ■• •- • "»*y• .... Vi tit
. ..» - * r ‘
*v/ U ч 'II • » I , > I I t ^ 'I«CT« A* I “ м A“ « г» «.(I T"'*-
* —' ^ J,. _ ^ Д.
• • V МЛ.1' •|t»r Г. . rt ■■! II
*:l 'Г I I -TI#I III »1 I • I T I I 'II 'Т» * • I I 'П • A^jüt.1 I « I»
I ^ "i •/ ' У * *• *•
' • 1 » * » с»“Л •* • I Ч» • • Д»................ к
* • • * *• -•
!!•!♦• • f Г I I , , , , , r, , , , , , , I I rp I , I >~| I I I rj ,
1 П11 lit TI it rp rp I I I a |\l I I I I г,, I I
-— ,y, - • •. . •
^ 'yl . *^r\ '---~— J ‘ *‘ •, ““*•
•Г» ' I J |Д| I I I I I II -л I I I rp I a Ti *Т» I • -1ГЧ II
- •■» •»»•• •2» ..ч'«- «_—
I II II I I рм .at • * ГХ*^Д|« •>* *“ ii«nU|I||ip/{<
Стихира на Рождество Христово«1лЛаюу еотрея^оо». Рукопись Sinai Greek 1251 (97r).
14
- Київ+380960830922