Ви є тут

Мистерия Дебюсси Мученичество святого Себастьяна в культурном контексте эпохи

Автор: 
Монастыршина Юлия Александровна
Тип роботи: 
кандидатская
Рік: 
2000
Кількість сторінок: 
129
Артикул:
1000297668
179 грн
Додати в кошик

Вміст

- 2 -
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение. "Мученичество св. Себастьяна"
Дебюсси в критической литературе..................3
Глава I. Дебюсси и музыкальный театр...........8
Глава 2. Дебюсси и Д.Аннунцио. История создания
л постановки "Мученичества св.Себастьяна" ... .35 Глава 3. Об особенностях религиозно-философской
концепции .мистерия Дебюсси..........................*7
Глава I Специфика музыкально-театрального синтеза
в мистерии Дебюсси...................................59
Глава 5 Музыкальная драматургия "Мученичества
святого Себастьяна"..................................71
Заключение. Мистерия "Мученичество сь.Себастьяна" в контексте художественных тенденции
рубежа ИХ - XX веков.................................39
Список литературы................................................1X3
Приложение. Нотные примеры.......................................12:6
— 3 -
Введение
"МУЧШИЧЕСТВО СВ.СЕБАСТЬЯНА" ДЕБОССИ В КРИТИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
В целом творческое наследие Дебюсси отнюдь не обойдено вниманием исследователей, исполнителей и слушателей. Но мистерия "Мученичество Св.Себастьяна", несмотря на свою значительность и необычность, долгое время не вызывала того интереса, на который была бы вправе рассчитывать, и находилась как бы в тени других опусов композитора.
Задачу работы кратко можно определить таким образом: исследование мистерии Дебюсси "Мученичество Святого Себастьяна" как одного из важнейших и наиболее значительных произведений в творчестве композитора. Естественно, что эта задача обретает более детализированный вид и предстаёт в виде комплекса проблем. Прежде всего, мистерия в силу своей жанровой специфики концентрирует ряд вопросов, касающихся философско-мировоззренческой позиции Дебюсси и, в частности, его религиозных убеждений. Особые аспекты проблематики связаны с развитием новых форм музыкального театра (в том числе религиозно-мистериального) в XX веке.
Далее, мистерия "Мученичество Святого Себастьяна" в процессе рассмотрения как бы "погружается" во всё более расширяющийся контекст. Она предстаёт как явление творчества самого Дебюсси, а также в контексте искусства рубежа Х1Х-ХХ веков, а затем ставится в контекст истории искусства в целом.
Отношение музыкальной критики к мистерии Дебюсси долгое время практически соответствовало высказыванию Пьера Лало, который считал партитуру "превосходной, тем не менее чуждой вкусам
- II -
простоте и естественности побудило его к поиску новых форм музыкального театра, и именно это стремление стало причиной его критического отношения и к современным, и более ранним музыкально-театральным формам.
О взглядах Дебюсси на природу музыкального театра можно отчасти судить по его театральным пристрастиям. Композитор ценил античную трагедию: "...следовало бы найти такую форму искусства, которая как существом своим, так и внешностью могла бы удовлетворить наибольшее количество людей. Я не претендую на то, что изрекаю истину, но почему бы не вспомнить о древних греках? Разве не у Еврипида, Софокла и Эсхила находим мы те великие движения человеческой души, с линиями столь простыми и последствиями столь естественно трагическими, что они могут быть понятны душам как наименее изысканным, так и наименее предубеждённы)/!..." и далее: "Следует объединить Народный театр с Народной оперой, вернувшись, как я уже писал об этом выше, к театральной установке древних греков. Так мы снова обретём Трагедию, обогатив её первоначальное музыкальное оформление беспредельными ресурса/ли современного оркестра и хора и бесчисленным количеством голосов. Не забудем также о том, что можно извлечь в плане общего эффекта из пантомимы и танца, развивая до предела блеск их игры применительно к толпам зрителей" /17,с.93,94/. Таким образом, уже в 1903 году Дебюсси думал о синтетическом действе, воплощённом им в "Мученичестве святого Себастьяна". Та же мысль звучит в статье, посвящённой опере "Ипполит и Арисия" Рамо: "Мы оставили балет с пением благодаря решительным примерам, преподанным нам Рамо... Несмотря на то, что Россия перехватила у нас балет с пеняем, он несравненно больше подходил к некоторым сторонам нашего характера; надо было только немного позаботиться о сохранении его изящества" /17,с.175/. В статье
.- 12 -
"О предтечах. Концерты Колона" Дебюсси констатирует, что ещё не найдена оперная форма, отвечающая нашему теперешнему душевному состоянию" /17,с.175/. Что же касается музыкально-театральных форм прошлого, то идеальное воплощение такой формы для восемнадцатого века Дебюсси видел у Рамо. 'Тамо... - одна из самых надёжных основ музыки"... "Огромный вклад Рамо в том, что он сумел открыть "чуткость в гармоник", запечатлеть некоторые краски, некоторые нюансы, о которых у музыкантов до него было лишь смутное представление" (статья о Рамо, посланная А.Капле в 1912 г. /17,с.198/). "Рамо был лириком...", - пишет он в "Открытом письме кавалеру Глюку". - "Нам и следовало оставаться лириками, не выжидая целое столетие музыки, чтобы вновь стать ими..." /17,с.87/. Рамо был для автора "Пеллеаса" воплощением столь отстаиваемой км французской традиции. "Куперен и Рамо - вот настоящие французы" /17 ,с.168/. "Никогда не было голоса более французского и давно уже подобный голос не звучал в Опере" /17, с.176/ - об опере Рамо "Ипполит и Арисия", "...в творчестве Рамо жила чисто французская традиция... без немецкой претензии на глубину, без потребности, стуча кулаками, подчёркивать смысл происходящего, пускаться в разъяснения до одури, как бы говоря: "Вы собрание идиотов и вы не в состоянии ничего понять""
(1903 г.) /17,0.78/. По згой причине Дебюсси не приемлет творчества Глюка, ставшего для него воплощением немецкой манеры с её желанием "подчёркивать жирной чертой" и с её "претензией на глубину". "Зо имя чего же до сих пор жива глюковская традиция? Высокопарная фальшивая манера трактовки речитатива достаточно свидетельствует об этой традиции"... /17,с.77/. В "Открытом письме кавалеру Глюку" Дебюсси пишет следующее: "Зы хорошо воспользовались различными ложными толкованиями, которые дают слову "классический". Видуманого вами драматического мурлыкания,