Ви є тут

Рождение западно-арабской музыкальной классики

Автор: 
Сергеева Татьяна Сергеевна
Тип роботи: 
диссертация доктора искусствоведения
Рік: 
2009
Кількість сторінок: 
354
Артикул:
172522
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ........................................................ 4
Глава!. МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА АРАБСКОЙ ИСПАНИИ VIII-XV ВЕКОВ
1.1. Проблема синтеза восточных и европейских традиций
в культуре средневековой Андалусии....................... ^8
1.2. Исторический обзор арабо-испанской музыкальной
культуры................................................. 57
Глава И. ПРИДВОРНАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ТРАДИЦИЯ:
ОТ БАГДАДА ДО АЛ-АНДАЛУС
11.1. Статус музыканта и проблема творчества в мусульманском
обществе ................................................ 85
11.2. Придворный этикет...................................... 109
Н.З. Выдающиеся личности музыкальной культуры ал-Андалус;
Зирьяб - создатель западно-арабской музыкальной классики ............................................... 125
Последователи Зирьяба (Ибн Баджжа и аш-Шуштари) 139
II.4. Из истории традиции женского музицирования на арабском
Востоке и в мусульманской Испании....................... 146
Глава III. РОЖДЕНИЕ АНДАЛУССКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КЛАССИКИ
III. 1. Из истории формирования и развития андалусской нубы . 168
Ш.2. Рождение андалусской строфической песенной поэзии 190
2
Ш.З. Проблема музыкотерапии и связь с идеями суфизма 230
Глава IV. МУЗЫКАЛЫ1ЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ СРЕДНЕВЕКОВОЙ АНДАЛУСИИ В КОНТЕКС1Е МУЗЫКАЛЬНОЙ
КУЛЬТУРЫ АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОГО МИРА IV. 1. Методологические проблемы изучения музыкального
258
инструментария Андалусии..................
1У.2. Музыкальные инсфументы в средневековых андалусских и испанских источниках .............................. 280
ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................... 311
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ........................................ 320
ПРИЛОЖЕНИЕ
*3/гт
СПИСОК УПОМИНАЕМЫХ ТРАКТАТОВ.......................
СЛОВАРЬ СПЕЦИАЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ
И ГЕОГРАФИЧЕСКИХ НАЗВАНИЙ................................ 366
КРАТКИЙ БИОГРАФИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ........................... 371
3
культурными традициями в области науки, творчества и исполнения. Поэтому дальнейшее накопление знаний о практике, теории и истории музыки мусульманской Испании обогатит музыкальное востоковедение, музыкальную медиевистику и поможет прояснить многие спорные вопросы, а также лучше понять некоторые специфические явления музыкальной культуры Европы и Магриба периода их формирования.
Многие музыкальные приемы и средства в XII - XIII веках были общими для Востока и Запада. И, если на европейском Западе средневековые исполнительские традиции в конечном итоге оказались почти полностью забытыми, то на мусульманском Западе они, в основном, продолжают бытовать. На это указывает и М. Гетта, отмечая, что классическая музыка Магриба сохраняет аутентичную андалусскую средневековую традицию, которая с середины XX века привлекает к себе не только исследователей, но, особенно, исполнителей - интерпретаторов средневековой европейской музыки (Guettât 1999, р. 4).
По этой причине изучение музыкальных традиций средневековой Андалусии является ключом к пониманию многих процессов, происходивших и в средневековой европейской музыкальной культуре, и на Западе Арабского мира. Такое представление связано с универсальным значением андалусской культуры не только для Арабского Востока, но и для Европы. Отсюда вытекает сложность в её постижении и та осторожность в обращении к ней со стороны исследователей41, что приводит к односторонним взглядам: её рассматривают либо с точки зрения востоковедения, либо исходя из установок европейской музыкальной науки. Тогда как андалусская музыкальная культура нуждается в комплексном подходе. Таким образом, мы заостряем внимание на явлениях, которые до сих пор
41 По той причине, что андалусская культура является арабоязычной, она изучена в большей степени филологами.
36
не получили должного освещения в России или были описаны, но всё ещё остаются непознанными в своей многомерной целостности.
Определяя специфику музыкальной культуры мусульманской Испании, которая в первую очередь была провинцией ислама, следует особо отметить, что она приобрела свой подлинно самобытный характер «прежде всего и почти единственно вследствие соседства христианского Запада» (Лева-Провансаль, с. 54). Поддерживая постоянные контакты с христианством как внутри, так и за пределами своих границ, Андалусия способствовала культурному обмену и взаимовлияниям, действие которых проявлялось очень рано, и они не прекращались в течение всего Средневековья.
Взаимодействие в Андалусии имело множество форм: этническое смешение, интеллектуальный обмен, искусство и художественная практика, многоязычие, а также общие обычаи и праздники. Рассмотрим теперь, каковы же были предпосылки, причины и условия, способствующие плодотворному взаимодействию трёх культур, трёх религий, давшему жизнь самобытным явлениям мирового уровня в музыке, поэзии, архитектуре и науке.
37