2
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ.................................................3
ПЕРВАЯ ГЛАВА. ПЕСНОПЕНИЯ ЗНАМЕННОГО РОСПЕВА ПРАЗДНИКА СРЕТЕНИЯ ГОСПОДНЯ В ДРЕВНЕРУССКОЙ РУКОПИСНОЙ ТРАДИЦИИ.....................................16
§1. Уставы............................................19
§2. Минеи. ..........................................27
§3. Йотированные рукописи.............................42
ВТОРАЯ ГЛАВА. ТЕКСТОЛОГИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ НАД ПРАЗДНИЧНЫМИ ПЕСНОПЕНИЯМИ...............................71
ТРЕТЬЯ ГЛАВА. ПЕСНОПЕНИЯ СРЕТЕНИЯ ГОСПОДНЯ ЗНАМЕННОГО РАСПЕВА КАК ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ЦЕЛОЕ 115
§1. Устройство чина..................................120
§2. Гшсовля композиция...............................126
§ 3. Песнопения на подобен и слмогласные.............141
§ 4. Типы распевания текстов.........................144
ЧЕТВЕРТАЯ ГЛАВА. ПОЭТИКА ПЕСНОПЕНИЙ СЛУЖБЫ СРЕТЕНИЯ ГОСПОДНЯ......................................148
» § 1. Малая Вечерня....................................148
§2. Всенощное бдение. Велиюхя Вечерня................166
§3. Утреня...........................................200
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................225
БИБЛИОГРАФИЯ...........................................233
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ......................................239
ПРИЛОЖЕНИЕ
242
3
Введение.
Сретение Господне - один из древнейших и значимых для всей истории христианства Праздник. История его возникновения относится ко времени к. IV -нач. V вв. Известно, что в это время празднование Сретения осуществлялось в Иерусалимской Церкви. В это время Праздник не имел литургического наименования и самостоятельного статуса, а назывался «сороковым днем от Богоявления»1. В Византии Праздник Сретения возводится в ранг общецерковного торжества после 553 г., по окончании Пятого Вселенского Собора2. В конце V в. празднование Сретения установливается в Риме. Это время закрепления его чествования за 2 февраля3. На Руси празднование Сретения приходит с принятием Христианства и церковного календаря Восточной церкви.
Митр. Антоний Сурожский писал: «Если Вы отрешитесь от обычного чтения Евангелия и прочтете его новыми глазами, ... то увидите, что кроме встреч, в Евангелии вообще ничего нет. Каждый рассказ - это встреча»4. Но ость евангельское повествование, особо выделяющее одну Встречу. Это всего один день, но день, замкнувший череду нескончаемых лег в жизни одного человека, и одновременно
символизирующий завершение власти Закона - день встречи старцем Симеоном
/
Богомладенца, Встречи, которая не только запечатлелась в евангельском повествовании (Лк.2:22-28), но и сообщила название христианскому торжеству - празднику Сретения.
Наименование Праздника - Сретение - вмещает в себя не только всеобъемлющее значение - «встреча». На сербском языке это слово несет еще один смысл - «радость». Праведные Симеон и Анна, а вместе с ними и все верующие радуются тому, что воссияла Надежда, пришло Спасение. Сам Бог теперь среди людей и уже нет непроходимой пропасти между Ним и человеком. Но, этот Праздник вбирает в себя как радость, так и скорбь ожидания конца земной жизни Христа — Его крестной смерти. Старец Симеон не только возвещает радость Воплощения Бога, но и, предвидя Голгофский Крест, пророчествует Богоматери о том, какое страшное оружие, боль и скорбь пронзит ее сердце.
Евангельское событие Встречи жизненно и для современного человека. И, поскольку богослужение есть живое общение Бога и человека, церковные праздники воспринимаются не только как воспоминание о бывших некогда событиях, но являются самым их проживанием. В этой Встрече перед человеком раскрывается глубина
1 Рубан 10. И. Сретение Господне (Опыт нсторнко-литургического исследования). СПб., 1994. С. 25.
2 Рубан 10. И. Указ. соч. С. 32.
3 Рубан Ю. И. Указ. соч. С. 52.
36
XVI - XVII в
Минеи ХУІ-ХУІІ вв. в порядке изложения службы идентичны друг другу и согласуются с Уставом. Например: к.ХУ-ХУІвв. РНБ. (}.1.146 нач. XVI века БАН. 31.6.32 1525 г. РИБ. Кир.-Бел. 335/592
сср.ХУІв. БАН. 32.1.10 ХУІ-ХУІІ вв. БАН. Арханг. Д.79 1600 г. РНБ.Е.І. 178
нач. XVII в. РНБ. Кир-Бел. 394/651 XVII в. РНБ. Б. 1.391
старопечатная Минея 1623 г. (РИБ)
Отметим, что во всех просмотренных списках выписан чин Малой Вечерни. В Минеях XV века он был обнаружен нами только в одной рукописи (Кир.-Бел. 298/555).
Ниже мы приводим последование службы Сретения по Минее О-1. 146.
МАЛАЯ ВЕЧЕРНЯ.
Стихиры на «Господи воззвах», глас 1, под. «Небесным чином»
«Неописанное слово и пресущное ...»
«Младенца видев тя, вопияше чудный симеон...»
«Ныне да отверзется дверь небесная ...»
«Слава... и ныне...»
«Днесь священная мати, и святилища вышши ...»
Стихиры на стиховне, глас 2, под. «Доме ефрантов»
«Двери небесныя отверзетеся ...» стих. Ныне отпущаеши.
«Угль проявлейся, божественному исаии Христос...» стих. Свет во откровение.
«Страхом же и радостию ...»
«Слава... и ныне...» един от сих.
ВЕЛИКАЯ ВЕЧЕРНЯ
На «Господи воззвах», стихиры самогласны, глас 5 «Глаголи, симеоне, кого нося на руку в церкви радуешися ...»
«Приими, симеоне, егоже под мраком моисей законополагающа, провиде в синае ...»
4 Напомним, чго указании о чине Малой Вечерни в известных нам списках Уставоз XV в. нет.
37
«Прийдем и мы, песньми божественными христа усрящем, и приимем его ...» «Слава... и ныне...», глас 6:
«Да отверзется дверь небесная днесь ...»
Прокимен дню. Чтения 3.
На литии, глас 1
«Ветхий деньми, иже закон древле в синае дав моисею ...»
«Днесь иже древле моисею ...» глас 2
«Емуже вт,пинии служителие молятся ...»
«Днесь симеон на руку господа славы подъемлет ...»
«Святилищасвящения дево принесе во святилище святителю ...»
«Зиждитель небу и земли на руках ношашсся ...»
«Днесь симеон старец во храм входит ...»
«Слава...», глас 5
«Испытайте писания, якожс рсче во евангелиях христос бог наш ...»
«И ныне...», глас 5
«Ветхий деньми младенствова плотшо ...»
На стиховне, глас 7
«Украси свой чертогсионе ...»
стих. Ныне отпушаеши.
«Восиявшаго прежде век от отца ...» стих. Свет во откровение.
«Единороднаго и собезначальна отцу ...»
«Слава... и ныне...», глас 1
«Иже на херувимех носимый, и певаемый от серафим ...»
Тропарь, глас 1
«Радуйся обрадованная богородице дево ...»
УТРЕНЯ
Ссдальны
На 1 стихологии, глас 1: «Лик ангельский ...»
На 2 стихологии, глас 3: «От девы тя воплощепнаго, Христе ...»
Но полиелеосс, глас 8: «Родися на земли собезначальный отцу ...»
Антифон 1-й, глас 4. Прокимен.
По 50-м псалме,стихира, глас 6: «Да отверзется дверь небесная днесь ...» Канон, глас 3: «Сушу глубоодительную землю ...»
По 3-й песни седален, глас 4, под. «Удивися»
«Младествуст мене ради ...»
- Київ+380960830922