Ви є тут

Музыкальное исполнительство в Ростове и Новочеркасске XIX века (Источниковедение, история)

Автор: 
Палкина Ирина Дмитриевна
Тип роботи: 
кандидатская
Рік: 
2001
Кількість сторінок: 
204
Артикул:
133508
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ................................................ 4
ГЛАВА I
ИСТОРИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.................................. 14
1.1. Донская столица......................................16
1.2. Зарождение крупного центра на Юге Великороссии.......19
1.3. Деятельность Дворянского собрания и обществ..........22
1.4. Обучение музыке и пению..............................45
1.5. Торговля музыкальными инструментами и принадлежностями...................................... 60
ГЛАВА II СОЛИСТЫ И АНСАМБЛИ
2.1. Деятельность исполнителей на струнных инструментах симфонического оркестра................................65
2.2. Солисты-исполнители на духовых инструментах..........78
2.3. Деятельность певцов..................................83
2.4. Выступления пианистов................................95
2.5. Инструментальные ансамбли............................107
2.6. Первые концертирующие исполнители на народных инструментах.......................................... ИЗ
2.7. Дивертисменты....................................... 118
ГЛАВА III ОРКЕСТРЫ И ХОРЫ
3.1. Симфонические и камерные коллективы..................122
3.2. Военно-оркестровая служба России и Донские хоры
войсковой музыки......................................137
3.3. Духовные и светские концерты хоров...................151
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...............................................160
БИБЛИОГРАФИЯ.............................................. 166
4
ВВЕДЕНИЕ
История исполнительства1 \ как наука, еще очень молода. Если методика обучения игре на инструментах или пению насчитывает многие столетия, то исторический ракурс деятельности музыкантов привлек внимание исследователей лишь в XX веке. К примеру, фундаментальный труд И.Ямиольского (850) увидел свет лишь в 1951 году, а основополагающая работа Ю.Усова (775) вышла в 1975. Первые труды обозначили, прежде всего, стратегически важные узлы в истории. Затем, следуя философским законам, ученые перешли от общего к частному, к освещению компонентов исторического процесса и персоналий. На этом этапе ретроспектива деятельности исполнителей попала в сферу внимания музыковедения, использующего отдельные исторические факты в целях музыкально-исторического краеведения, изучающего региональную эволюцию музыкальной культуры в совокупности всех ее проявлений.
На втором витке спирали познания появился фундаментальный труд P.A. Маслова (268), который приблизил историю исполнительства к общеисторическим наукам (источниковедению, историографии, истории) и тем самым открыл новое перспективное направление в изучении прошлой деятельности музыкантов (как в области теории, гак и в области истории). Проходят годы, нет уже тех, которые слышали предания своих старших коллег о "старых музыкантах", утрачивается связь времен и создается впечатление, что исполнительство "било ключом" только в Москве и Петербурге. По история не терпит пустоты, ибо, во-нервых, забвение прошлого (равно, и отсутствие перспективы) в любой сфере человеческой деятельности, в конечном итоге, ведет к возникновению чувства ее ущербности, неполноценности. Во-вторых, магнит столичной жизни вытягивал, как правило, с периферии исполнителей, составлявших гордость отечественного исполнительского искусства. В-третьих, представление о музыкальных потребностях прошлого помогает понять сам процесс движения из прошлого в будущее, что в совокупности определяет актуальность исследования.
1) Исполнительство - деятельность певцов, музыкантов-исполнителсй.
20
территорию, выделенную когда-то из казачьих земель, преобразовали в Ростовский уезд с подчинением Екатеринославскому наместничеству. Центр уезда в начале XIX века стали называть городом Ростовом-на-Дону. Он начал угасать вместе с крепостью. И хотя в городе открыли приходское училище (1810 г.), население уездного центра не превышало 2000 жителей.
В то время, когда в Новочеркасске уже были гимназия и театр, Ростов оставался еще самым захолустным городком, имеющим лишь уездное училище
В XIX веке на Дону стала вырабатываться товарная продукция, в которой нуждались другие государства, и жизнь в Ростове несколько оживляется к началу 30-х годов; в 1836 году вновь открывается таможня, которая оказала решающее влияние на дальнейшую судьбу города. Он начал бурно строиться, что привело к росту промышленного производства: в 1840 году уже действовали два кирпичных и известковый заводы, плавился чугун и варилось пиво, выпускались макароны.
Живя в значительной мере торговлей, ростовцы стали проводить две ежегодные ярмарки: Вознесенская (май-июнь) длилась неделю, а Рождественско-Богородицкая (первая половина сентября) - две недели. Соответственно этим мероприятиям, существовала и определенная "культурная программа", не отличавшаяся от любой иной ярмарки.
Несомненно, главной движущей силой развития Ростова являлись купцы. Наиболее талантливые из них были не просто торговцами; они стали блестящими организаторами производства. К примеру, один из табачных королей - Я.С.Кушнарев начинал свое дело в 1850-х годах, имея троих работников. А через 30 лет он владел табачной фабрикой с 1500 рабочими, экспортируя товар в Китай, Японию и т.д. Купец
1) В 1827 году приходское училище получило статус уездного.
21
первой гильдии Кушнарев стал почетным академиком Парижской национальной академии. Он был награжден многими орденами и медалями за достижения в промышленности и торговле, за благотворительность.
Таков же путь другого табачного магната Василия Ивановича Ас-молова, который в 1880-х годах завещал брату Владимиру в наследство фабрику. Последний построил лучшее на Дону здание театра на свои средства, а также оставил след в истории Ростова благотворительностью и покровительством искусствам.
Нет ничего удивительного в том, что именно купечество в 1860 году образовало первый в Ростове клуб1) - "Коммерческий", в котором не только играли в карты или обсуждали условия сделок. Центр досуга деловых людей превратился в место проведения концертов, в важный очаг музыкального просвещения.
В 1869 году открылся клуб Приказчиков2\ И он стал одним из городских центров деятельности музыкантов и певцов.
Несомненно, стремительное развитие Ростова в области культуры началось в последней трети XIX века. Оно было вызвано не только значительным ростом деловой активности населения, но и завершением строительства Владикавказской железной дороги, одновременно приблизившей город и к российским столицам, и к главному курорту страны - Минеральным Водам.
1) Клубы - заведения, характерные для Донского края. Они открывались не только в крупных городах. К примеру, из Нижне-Чирска в 1875 году писали в газету: "Наш клуб находится в арендном содержании у г. С. ... Повар не держался и публика в долгие вечера довольствовалась пирожками. ... Наконец в последний свой год аренды г. С. не приготовил почему-то к зимнему сезону оркестра музыки" (91).
2) Приказчики не только работали в лавках, но и руководили фабриками, заводами, конторами. Эти управленцы были богаче многих купцов. Потому и клуб их не бедствовал.