Ви є тут

Роль факторов общественно-музыкальной коммуникации в развитии музыкальной культуры Азербайджана

Автор: 
Багдасаров Михаил Георгиевич
Тип роботи: 
кандидатская
Рік: 
1984
Кількість сторінок: 
184
Артикул:
134240
179 грн
Додати в кошик

Вміст

- 2 -
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. ОБ АКТУАЛЬНОСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННОМУЗЫКАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ В АЗЕРБАЙДЖАНЕ. (Постановка проблемы. Обзор литературы)
ГЛАВА I. ПРОБЛЕМЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ КОМПОЗИТОРСКОГО ТВОРЧЕСТВА НА ВОСПРИЯТИЕ И ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО. ВЛИЯНИЕ МУ2ЫКАНТА-ИСП0ЛНИТЕЛЯ НА МАССОВУЮ АУДИТОРИЮ. (Прямые связи)
а) Творчество - восприятие
б) Творчество - исполнительство
в) Исполнительство - восприятие
ГЛАВА П. ОТРАЖЕНИЕ ЗАПРОСОВ, ПОТРЕБНОСТЕЙ ШИРОКОЙ ПУБЛИКИ В КОМПОЗИТОРСКОЙ И ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ЗНАЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА ДЛЯ КОМПОЗИТОРОВ. (Обратные связи)
а) Восприятие - творчество
б) Исполнительство - творчество
в) Восприятие - исполнительство
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
Стр.
3
17
17
38
65
87
87
ИЗ
143
164
170
- 3 -
ВВЕДЕНИЕ» ОБ АКТУАЛЬНОСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННО-МУЗЫКАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ в азербаЩщане (ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ).
Изучение музыкальной культуры общества составляет одну из важнейших задач советского музыкознания. Ее анализ со второй половины шестидесятых годов стал вестись и под таким углом зрения, который можно назвать музыкально-социологическим. Предает исследования социологии музыки - жизнь музыки в обществе.
Актуальность и необходимость такого подхода вытекают из подчеркиваемого Коммунистической партией Севетского Союза огромного влияния литературы и искусства на жизнь советских людей: "В том, что духовная жизнь советского общества становится все более многообразной и богатой - бесспорная заслуга наших деятелей культуры, нашей литературы и искусства*1 (2.1, с.61). Вместе с тем КПСС обращает внимание и на наличие обратной связи между деятелями культуры и народом: "Огромна тяга советских людей к искусству... Но это уважение, эта любовь к искусству предполагает и великую ответственность художника перед своим народом"
(2.1, с.63).
Эти мысли подучили развитие в речи первого секретаря Союза композиторов СССР Т.Н.Хренникова на ХХУ1 съезде КПСС. Т.Н.Хренников отметил: "Известно, что художественная культура, в том числе и музыка, оказывает огромное эстетическое и воспитательное воздействие на чувства и мировоззрение людей... Чем теснее связь художника со всей многогранной жизнью советского народа, тем вернее путь к творческим достижениям и удачам" (4,58,с.2).
17 -
ГЛАВА I. ПРОБЛЕМЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ КОМПОЗИТОРСКОГО
ТВОРЧЕСТВА НА ВОСПРИЯТИЕ И ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО, ВЛИЯНИЕ ЩГЗсЖАНТА-ИСПОЛНИТЕЛЯ НА МАССОВУЮ АУДИТОРИЮ. (ПРЯМЫЕ СВЯЗИ).
ТВОРЧЕСТВО - ВОСПРИЯТИЕ
Творчество является наиболее активным блоком во всей коммуникационной цепи. Оно обуславливает функционирование всех ее звеньев, в том числе и восприятия. Говоря о том, что без творчества нет восприятия, мы полностью отдаем себе отчет в том, что нет и творчества без восприятия. В конечном итоге они неразрывно переплетены и определяют друг друга. Но сейчас, анализируя это соотношение, мы сознательно рассматривает их отдельно.
Огромное методологическое значение для понимания соотношения творчества с восприятием имеет следующее положение К.Маркса: "Предмет искусства... создает публику, понимающую искусство и способную наслаждаться красотой. Производство производит поэтому не только предмет для субъекта, но также и субъект для предмета" (1.1,0.718).
Как верно отмечает В.Цукерман: "Без самого художественного произведения не может быть и воспринимающего его зрителя, ибо именно искусство формирует аудиторию" (3.50, с.14).
Мы можем определить музыкально-общественную функцию композитора по отношению к аудитории, как функцию поставщика музыкальных "продуктов" для слушателя.
Трудно переоценить то значение, которое имела опера "Лейли и Меджнун" для слушателей Азербайджана, как, вероятно, и для более широкого региона. Она дала мощный импульс развитию восприятия, впервые познакомив зрителей с совершенно новой для них цу-
- 18 -
зыкально-художественной формой.
Гаджибеков не случайно прибегает к жанру оперы, так как музыкально-сценические жанры и опера, в частности, отличаются наиболее сильным воздействием на восприятие.
Как известно, мугамные импровизации занимают в опере значительное место. Однако они предстали перед слушателем в новом качестве - будучи вовлеченными в целостное сюжетное повествование, осмысленные драматургически, они отличались особой силой эмоционального воздействия.
С другой стороны, важное значение имеет и музыка в опере, сочиненная самим Узеиром Гаджибековым. В ней композитор "начал осуществление синтеза азербайджанских ладов с мажорно-минорной системой” (3.2,с.30). И это было совершенно ново для азербайджанского слушателя. Гаджибеков уже в первом своем произведении ставит перед "слуховой настройкой” азербайджанцев новые задачи, обогащая и развивая ее.
В связи с этим нельзя не упомянуть знаменательные слова самого Гаджибекова: "Музыка должна радовать, удивлять (разрядка наша - М.Б.) и вдохновлять человека” (цит.по 4.4,с.20).
Восприятие азербайджанского народа впервые вышло на тот путь, который оно, ведомое выдающимся композитором, проделало "от "Лейли и Меджнун” до "Кероглы", ибо, как совершенно справедливо пишет Э.Абасова: "Эволюция Гаджибекова во многом обусловила и
эволюцию слушательского восприятия" (3.2,с.140). Колоссальная популярность оперы у зрителей (3.41, с.64-66) говорила о том, что до слушателей опера "дошла", что первый важнейший шаг на этом цути был сделан - и чрезвычайно успешно.
Итак, основное значение оперы "Лейли и Меджнун" в отношении к восприятию заключается в том, что восприятие было сдвинуто с