Ви є тут

Историческое развитие польско-русских музыкальных связей в области смычкового исполнительства

Автор: 
Вуйтевич Ежи
Тип роботи: 
кандидатская
Рік: 
1987
Кількість сторінок: 
199
Артикул:
133446
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ••••••»•••« • « • • ...... стр • I *
Глава I. Истоки польско - русских связей в смычковом искусстве.............................. . стр. 25.
Глава И. Польские скрипача и виолончелиты в России XIX - Начала XX веков...................... стр* 56.
Глава Ш. Польские скрипачи и виолончелисты -
воспитанники русских консерваторий . • . стр. 118.
Глава 1У. Развитие польско - русских связей в
области смычкового искусства стр. 168.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ стр. 178.
Список использованной литературы .......... ... стр. 184.
\
ВВЕДЕНИЕ
Развитие национальных культур /а в период до образования наций - культур отдельных народностей/, имеющее своей основой социально-исторические процессы, происходит в непрестанном общении друг с другом. История мировой художественной культуры включает в себя историю разнообразных и всеобъемлющих связей, по-раз= ному проявляющихся на разных исторических этапах, взаимно обогащающих национальные культуры в процессе их развития. Исторически складывающиеся и развивающиеся между народами и странами культурные связи играют огромную роль в процессе духовного, в том числе и художественного развития человечества, являясь одним из важнейших факторов прогресса каждой национальной культуры и мировой культуры и искусства в целом, складывания мирового культурного наследия как общего достояния всего человечества, взаимного познания и сближения народов.
Изолированного развития отдельных национальных культур история не знает; ни одна культура мира не развивалась в культурной пустоте, в изоляции от культур других народов. Вместе с тем, опыт развития народного творчества в различных странах мира, опыт профессионального искусства в его наивысших классических образцах убедительно свидетельствуют о постоянном и плодотворном обмене идеями, художественными достижениями и творческим опытом между культурами многих народов и стран. Без этого не было бы прогресса в искусстве, было бы невозможным завоевание новых художественных высот, отвечающих изменяющимся требованиям времени. В лучших достижениях мирового искусства отчетливо проявляется настойчивое стремление творцов всех эпох выйти из узкого круга только своих национальных художественных традиций, использовать опыт, темы и мотивы, заимствованные у других народов. В частности, величайшие гении музыки
- г? -
Рейс, которого шгеновали там Якубом Поляком. В списках капелл ХУП-ХУШ столетий разных стран и в других документах часто встречаются при именах музыкантов обозначения "поляк".
В XIX - начале XX вв., в период тяжелейшего национального угнетения, испытываемого польским народом и польской культурой, многие представители польской художественной культуры были вынуждены жить и творить за рубежом. На эмиграции оказался Шопен и все четыре великие писатели-романтики: Мицкевич, Словацкий, Красинь-ский и Норвид, создавшие вдали от родины многие шедевры своего творчества, в которых "в высшей степени показательна для польского романтизма органическая связь национально-патриотических чувств с общечеловеческими проблемами" /29, т.Ш, III/. Думается, что ко всем великим польским творцам того периода можно отнести слова, высказанные И.Ф.Бзлзой о Шопене: каждый из них "всем своим творчеством утверждал национальную самобытность польской культуры и право родного народа на жизнь, на веками складывавшееся своеобразие жизненного уклада, а вместе с тем создавал в своем искусстве грандиозные общечеловеческие обобщения" /29, т.Ш, 111-112/. За сохранение и развитие польской национальной культуры боролись и другие польские художники, творившие за рубежом. Вместе с тем они принимали активное участие в культурной жизни разных стран, многие из них внесли существенный вклад в развитие художественной культуры других народов. Их творческая деятельность, разумеется, развивалась в меру возможностей каждого из них. Но подобно творчеству Шопена, которое, заслужив международное признание, "тем самым уот-лилс значение элементов польского и вообще славянского, музыкального искусства в развитии мировой музыкальной культуры" /29, т.Ш, 157/, т.е. в целом создавала славу польской культуре, расширяла ее влияние, укрепляла ее связи с культурами других народов.
- 18 -
Современная художественная культура Народной Польши, успешно развивающаяся на основе социалистических преобразований, продолжает и развивает лучшие традиции международных связей польской культуры, Она постоянно обогащается, вбирая в себя гуманистическое наследие мировой культуры и ее современные достижения, присваивая все то* что является прогрессивным в искусстве других народов» что отвечает магистральному пути развития современной польской культуры, основывающейся на принципах социалистического гуманизма, патриотизма и интернационалистической солидарности с силами прогресса, справедливости и мира во всем мире. Вместе с тем польская культура, присутствие которой в мире постоянно увеличивается, вносит весомый вклад в развитие мирового искусства и во многих областях, в частности* в музыке оказывает заметное воздействие на развитие мировой художественной культуры и других национальных культур.
В системе международных связей польской культуры на всех этапах ее развития особо видное место занимали ее связи с культурами соседних славянских народов, в первую очередь - связи с русской культурой. Постоянно крепнувшие и расширяющиеся на протяжении столетий польско-русские культурные связи отражают существующий с давних времен среди наших народов большой взаимный интерес к культуре другого народа, их стремление к культурному общению и сближению, основывающееся на исторической общности польского и русского народов. Разнообразно проявлявшиеся связи между польской и русской культурами сыграли существенную роль в их развитии, способствуя, в частности, укреплению их самобытности и национального своеобразия, а также развитию взаимоотношений между нашими народами, особенно в трудные моменты истории этих отношений. Как справедливо замечает Г.Висьневский: *В развитии и укреплении отчетливо проявлявшейся в истории, несмотря на различные исторические коллизии и